"Дети называют своего педагога святым Николаем"


    Луцкий учебно-реабилитационный центрПреподаватель Луцкого учебно-реабилитационного центра за первые четыре школьных года научил своих учеников — детей с отклонениями в физическом и психическом развитии — не только читать и писать, но и умению приходить на помощь друг другу, когда кто-либо из них из-за недуга не может посещать уроки. Святослав Форманюк — единственный в Луцке мужчина, преподающий в начальных классах школы. Многие удивляются: как удается ему нянчиться с малышами? А когда узнают, что работает педагог не в обычной общеобразовательной школе, а в учебно-реабилитационном центре, обучает детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, то проникаются особым уважением.

    «Учитель звонит: „Саша, читай!" И весь класс через громкую связь на мобильном телефоне слушает»

    — Первый учитель сразу вызвал у наших деток ассоциации со всем добрым и светлым, — рассказывает мама одного из учеников Наталья Сытар. — Мой сын Саша всем говорил, что его учит святой Николай. Долго пришлось объяснять, что это не святой Николай, а просто Святослав Николаевич.

    У моего Саши детский церебральный паралич. Первые дни в школе сын ручку не мог держать. Учитель писал карандашом, а сын обрисовывал буквы. Так и учился. Нам дали полгода испытательного срока, только благодаря Святославу Николаевичу мы его прошли. А в четвертом классе Саше сделали операцию, ему было трудно ходить, одну ножку еле передвигал. Сыну еще четыре месяца пришлось лежать, поэтому учился он на дому.

    — Вместе с воспитателем группы продленного дня Натальей Витальевной Шелест мы занимались с Сашей индивидуально, — говорит Святослав Форманюк. — Мальчик знал обо всем, что происходило в классе. Мы с ребятами его навещали. Теперь он снова на ногах. В последний месяц мама дважды в неделю приводила Сашу на занятия в школу.

    — Формально мы едва ли не весь учебный год пропустили, но почти этого не почувствовали, — вспоминает Наталья. — Знаете, как было? Саша дома, а у его одноклассников в школе урок чтения. Звонит Святослав Николаевич: «Саша, читай». Сын берет книгу и читает, а класс слушает через включенный на громкую связь мобильный телефон учителя. И живое общение, связь с классом не прерывались. Часто приходили одноклассники вместе со Святославом Николаевичем. Как-то я в соседней комнате занималась домашними делами, вдруг слышу — дети запели. Было так трогательно: Саша лежит и вместе со всеми поет...

    В классе Святослава Николаевича учатся дети с ДЦП, отклонениями в зрении, с нарушением речи, с задержкой умственного развития, и каждому ребенку учитель уделяет внимание, подбирает ключик. За границей в подобных школах на класс два учителя, ведь неходячих детей нужно носить на руках в туалет или столовую. Важно, чтобы в это время кто-то старший присматривал за остальными. Святослав Николаевич предложил во время уроков установить дежурство родителей. Но так было только в первом классе. Потом учитель научил детей взаимопомощи. Мальчики стали присматривать за двумя девочками, которые не могут ходить.

    — Ребята по очереди кормят одноклассницу Настю, — рассказывает педагог. — В четыре года девочка попала в автокатастрофу, теперь еле двигается, плохо говорит. Чтобы Настя не подавилась после того, как проглотит пищу, говорит: «Ку-ку!» И ребята знают: можно продолжать. Долгое время ее не слушались ручки. Приходилось мне писать буквы, а она их обводила. Только в четвертом классе девочка сама начала понемногу писать.

    Подопечные Святослава Форманюка теперь уже многое умеют. А было время, когда приходилось по нескольку раз повторять одно и то же, пока все запомнят.

    Во втором классе учили таблицу умножения до пяти и учитель предложил: тому, кто выучит всю таблицу, подарит плитку шоколада. Когда первый из ребят продемонстрировал свои знания, Святослав Николаевич достал шоколадку «Аленка» и вручил прилежному и настойчивому воспитаннику. Потом за ним выучили и другие, а было их тогда в классе восемь. Именно столько шоколадок пришлось покупать учителю. «Аленка» легко делится на восемь частей. До этого педагог научил детей угощать друг друга, и первый, получивший награду, без лишних напоминаний разделил шоколадку на восемь частей, предложив полакомиться всем одноклассникам. Другие ребята поступили так же.

    — Чтобы работать с такими детками, прежде всего необходимо здоровье, — отмечает Святослав Николаевич. — Во-вторых, следует найти индивидуальный подход к каждому ученику. Но самое главное — нужно любить детей. Поденщиком — отчитал свои часы и ушел — быть не хочу. Задерживаюсь до вечера. Коллеги говорят: «Тебя выгнать из школы невозможно». А по-другому я не могу.

    «С помощью родителей своих подопечных и друзей обустроили в кабинете народоведения «бабусину свiтлицю»

    Не возражают против такого увлечения работой супруга и дочь Святослава Форманюка. Они тоже работают в этой школе. Жена — заведующая канцелярией, дочь — лаборант.

    — Свою работу не променяю на другую ни за какие деньги, — продолжает педагог. — В 1986 году окончил пединститут. Тогда я был уже женат. Пришел в городской отдел народного образования, поинтересовался работой. А там как раз находилась директор Луцкой специализированной школы № 6 для детей с задержкой психического развития Светлана Ивановна Коваль. Говорит: «Мне мужчины нужны, давай к нам». Я согласился и уже 27 лет работаю в этом учебном заведении. Мы поменяли помещение, название, пришел новый директор, но по сути своей школа та же. Только работать стало тяжелее, поскольку начали заниматься еще и с детьми, у которых есть отклонения в физическом развитии.

    Десять лет назад школа переехала в новое помещение и стала называться учебно-реабилитационным центром. Святослав Форманюк задумал создать кабинет народоведения. Подтолкнула к этому ностальгия по детским годам, проведенным на хуторе. Бабушкина хата под соломенной крышей и с глиняным полом уже стояла пустой. Все вещи из нее и старинную мебель Святослав перевез в Луцк.

    Учитель решил воссоздать образ бабушкиной светлицы. Попросил друзей, знакомых, родителей учеников построить по его чертежам в кабинете старинную сельскую хатку. И теперь «бабусина свiтлиця» (так она называется) занимает четверть класса. Возле нее — плетеный тын из веток лещины, на нем висят горшки. Внутри на окнах — бабушкины занавески, на иконах — старинные рушники, под крышей — керосиновая лампа. Из отчего дома Святослава Форманюка здесь комод, стол ручной работы, другие предметы сельского быта. На столе — старинная скатерть, а на ней — портрет бабушки Татьяны Никифоровны Форманюк, 18-летней красавицы в национальной украинской одежде. Возле портрета — «Кобзарь» Тараса Шевченко. В углу — имитация сельской печки, а в нише — DVD-плеер и телевизор.

    — В этой горнице мы проводим некоторые уроки, смотрим подготовленные специально для этого видеозаписи, — объясняет Святослав Николаевич присутствие здесь современной техники. — А еще отмечаем дни рождения ребят, другие праздники. Накрываем сладкий стол и общаемся.

    Для эмоциональной разрядки учитель даже фонтанчик в углу оборудовал, а на воде плавают игрушечные уточки. По просьбе учителя отец его бывшего ученика Николай Марчук нарисовал на стене картину с изображением украинской природы. В центре — казак с бандурой. Внизу на панно течет ручей, а возле него, как продолжение картины, — деревянный мостик с перилами. Но это не только для красоты: выступая с концертами, дети, которым трудно самостоятельно стоять, держатся за эти перила.

    А однажды Святослав Форманюк удивил класс тем, что нажарил дома дерунов, принес их еще до начала уроков и спрятал в печь в светлице. Дети пришли на занятия и почувствовали запах любимого лакомства. Спрашивают: «Неужели в столовой сегодня деруны?» А учитель только улыбается и на светлицу показывает. Пошли вместе блюдо искать. Нашли. Попробовали — пальчики оближешь! В тот день и предметы ученикам лучше давались.

    Учитель не без гордости рассказывает, что есть среди его воспитанников представители разных профессий, нашедшие свое место в жизни.

    — В прошлом году встретил свою бывшую ученицу Диану, которую когда-то перевели к нам в третий класс из общеобразовательной школы, — продолжает педагог. — У нее диагностировали задержку психического развития. Ну не могла она быстро воспринимать новый материал. Начали заниматься. Диана записалась в секцию тхэквондо. И так ей понравился этот вид спорта, что достигла в нем успехов. А после девятого класса поступила в педколледж — мечтает стать учителем физкультуры.

    Святослав Лесюк

    Источник

    Похожие новости
  • Никогда не говори "никогда"
  • Детство взаймы
  • Детство закрытого типа
  • Дети Солнца
  • "Давай-давай! Сам!"
  • История незрячих

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Название этого сайта(русскими буквами)?

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.