У вас уже есть двое детей, а этого сдадите в детдом


    дети инвалидыДесятилетний сын полтавчанки Людмилы Герасименко Богдан, у которого синдром Дауна, завоевал Гран-при на международном фестивале творчества людей с особыми потребностями. Я не представляла, как десятилетний мальчик с синдромом Дауна, не умеющий разговаривать, может сыграть на сцене роль Колобка. Только когда посмотрела видеозапись спектакля, поняла, что подходить с обычными мерками к артистизму таких деток нельзя. Потому что они не играют, а живут в сказке, наполняя ее своими эмоциями.

    Колобок в исполнении Богдана Герасименко из Полтавы — это солнечный человечек, любящий всех на свете. С кем бы он ни встречался на своем пути, всем улыбается, всех радостно обнимает и целует. Как будто ждал этой встречи всю жизнь! Без слез на это смотреть невозможно. Не зря зрители аплодируют Богданчику стоя. А на Международном мегафестивале творчества людей с особыми потребностями «Путь к успеху», который недавно прошел в Запорожье, юный артист завоевал Гран-при.

    — После теплого зрительского приема я расплакалась за кулисами от счастья, — рассказывает 50-летняя мама Богданчика Людмила Герасименко. — Сын стал утешать меня и сам... разревелся. Он очень тонко чувствует мое состояние. А его партнерша Вероника Дядюк (Лисичка), тоже не разговаривающая, от избытка чувств тут же кинулась рисовать картинки к «Колобку», заново переживая пьесу.

    Всего десять минут длился спектакль начинающих артистов из Полтавского учебно-реабилитационного центра, однако на членов жюри он произвел сильнейшее впечатление. Артисты были не только самыми маленькими (возраст участников фестиваля ограничивался 35 годами), но и самыми проблемными. Тем не менее они смогли очаровать своей непосредственностью всех присутствующих.

    Руководитель коллектива Любовь Зубенко держала Богдана за руку, читала под музыку текст сказки. Ее коллеги также помогали основным участникам действа. А чтобы спектакль состоялся, Любовь Ивановна на протяжении полугода чуть ли не каждый день репетировала с ребятами.

    — Богданчику так нравятся овации после выступления, что он всякий раз просит зал аплодировать, — улыбается Людмила. — Сын уже чувствует сцену, атмосферу праздника, он просто живет этим. Поэтому мы с родителями еще нескольких ребят, у которых психолог учебно-реабилитационного центра Наталья Владимировна Сухина разглядела артистизм, собираемся за лето зарегистрировать театр для детей с особыми потребностями.

    В городском управлении юстиции и в горисполкоме к нам отнеслись с пониманием, подсказали, какие пункты нужно еще внести в устав. Де-факто этот театр существует уже больше полугода, теперь мы хотим узаконить его. Думаю, он станет первым в своем роде на всю Украину. Параллельно готовимся к новому спектаклю. В нем будет мало слов и много музыки — все наши детки очень музыкальные. Они не могут разговаривать, но умеют передать свои эмоции.

    Людмила Герасименко из тех мам, которые всецело отдают себя больным детям и при этом не теряют силы духа. Хотя, признается женщина, четыре года после рождения сына она не замечала его болезни, вернее, не хотела замечать. Не слушала специалистов, поставивших ребенку диагноз синдром Дауна. Даже инвалидность на Богданчика не оформляла, пока ему не исполнилось пять лет. Только часто плакала от безысходности.

    — У меня уже было двое детей, когда я в сорок лет рискнула родить третьего, — вспоминает мама Богдана. — Врачи предупреждали, что в моем возрасте велика вероятность рождения неполноценного ребенка. Но я все равно не пошла бы на аборт.

    Еще в родзале акушерка стала успокаивать меня: «Не переживайте, мамаша, у вас же есть нормальные дети, а этого сдадите в детдом». Увы, поддержать меня было некому — в роддоме нет психолога, а отец Богданчика (я жила с ним в гражданском браке) почти сразу же после рождения сына нас бросил. Из семейного общежития нас выселили. Пришлось с тремя детьми на руках искать дешевое съемное жилье.

    Я тогда работала библиотекарем, очень любила свою работу, имела за нее многочисленные благодарности, награды. Однако дипломы и грамоты — ничто, если нет приличной зарплаты. Поэтому когда предложили возглавить районное представительство одной из политических партий в Зенькове, с радостью согласилась. Отдала там Богданчика в обычный детский сад, а сама с головой ушла в новую работу. Меня избрали депутатом районного совета. Все вроде бы стало налаживаться в жизни.

    Но тут снова произошел крутой поворот судьбы — в партии начались сокращения, задержки с выплатами. Борьбу с политическими боссами я проиграла — мне так и не выплатили почти тридцать тысяч гривен. Я была на грани нервного срыва. А тут еще в детском садике постоянно напоминают, что мой ребенок отстает в умственном развитии и настоятельно просят перевести его в специализированное учреждение. Я этого почему-то очень боялась...

    К счастью, на глаза попалась публикация в одной из областных газет об учебно-реабилитационном комплексе для детей с особенностями развития Полтавского областного совета (так тогда назывался центр). Знакомые подыскали мне маленькую квартиру в Полтаве, которая сдавалась дешево, и мы с Богданчиком вернулись в родной город. «Ты хочешь поплакать? — спросила заведующая комплексом Любовь Ивановна Сичкарь, увидев, в каком психологическом состоянии я нахожусь. — Тогда сходи в детскую городскую больницу, там есть отделение для онкологических больных, и ты поймешь, что твоя проблема — ничто по сравнению с тем горем, которое пришло в другие семьи». Постепенно я научилась по-другому воспринимать свою жизненную ситуацию.

    Сейчас Людмила Герасименко — абсолютно счастливая мама. Ведь Богданчик активно развивается, растет смышленым мальчуганом, радует своими успехами. В учебно-реабилитационном центре женщину научили относиться к сыну не как к инвалиду, а как к здоровому ребенку с некоторыми особенностями. И ей уже не приходится кормить его с ложечки — Богдан сам нарезает салаты, накладывает себе еду в тарелку, а поев, моет посуду. Еще он стирает, пылесосит квартиру, убирает за собой. Его вещи всегда лежат на месте. Ребенок уже социально адаптирован, а это самое главное в воспитании таких детей.

    Вот только сверстники, с которыми Богдану приходится общаться вне центра, нередко его обижают. Но такие детки, как он, не держат зла и продолжают дружить со всеми. Как в сказке о добром Колобке.

    — Иногда, когда в троллейбусе кто-то пристально смотрит на Богданчика, он показывает пальчиком в окошко, — рассказывает Людмила. — Если бы сын умел внятно говорить, то сказал бы: «Смотри на улицу, а не на меня». В то же время он сам может оказывать знаки внимания случайным попутчикам или прохожим. Особенно если это девочки с длинными волосами. Обычно люди отвечают ему взаимностью. Не ответить такому ребенку улыбкой на улыбку просто невозможно.

    В учебно-реабилитационном комплексе Богданчика определили в группу детей с умственной отсталостью. Его первым педагогом была учитель-дефектолог Ирина Анатольевна Острянин. Именно она дала ребенку толчок к развитию, впервые вывела его на сцену. Людмила очень благодарна ей.

    — Когда Богдан пришел в первый класс, он не знал ни цифр, ни букв, издавал лишь нечленораздельные звуки, — отмечает учительница начальных классов и режиссер театра Виктория Коляка. — Как и всех первоклашек нашего заведения (а у нас все дети сложные), его трудно было усадить за парту. Мы учились этому целых полгода! Но мальчик настолько положительный, эмоциональный, солнечный, что работать с ним одно удовольствие. Сейчас уже виден результат: Богдан выучил алфавит, свободно считает до десяти, показывает на картинки, когда просишь назвать какую-то букву или цифру. Недавно стал говорить короткими предложениями, сопровождая свою речь правильными жестами. Пусть его пока понимают только близкие, но это уже прогресс. И самое главное — в нем открылся талант артиста, который мы будем развивать.

    Благодаря энтузиазму Людмилы и родителей детей, у которых наблюдаются серьезные отклонения в развитии, Богдан с друзьями научился ездить верхом на лошадях, посещает художественные выставки и музеи, купается в море. А вскоре мама повезет его на экскурсию по Западной Украине.

    — Хочу, чтобы сын набрался новых впечатлений. И вообще, хочу дать ему все, что в моих силах, — прижимает к себе мама маленького непоседу.

    Учебно-реабилитационный центр Полтавского областного совета, воспитанником которого является Богдан Герасименко, похож на сказочное государство. Ходишь по его территории и только удивляешься — здесь каждая мелочь играет свою роль. Впрочем, мелочей здесь нет. Джакузи — для того, чтобы больным деткам делать подводный массаж, сенсорная комната — чтобы они обучались по передовым методикам. Кролики в живом уголке — чтобы могли дотрагиваться до животных и получать таким образом тактильные ощущения, а еще учились присматривать за братьями нашими меньшими (это называется анималотерапией). А уж о развивающих игрушках, современном оформлении каждой комнаты, собственном музее и говорить не приходится...

    — Когда я оформлялась сюда на работу, подруга меня отговаривала: «Ты не будешь получать удовольствия от того, что делаешь, потому что не увидишь в глазах своих воспитанников ничего осознанного», — рассказывает заместитель директора учебно-реабилитационного центра Наталья Резник. — Это оказалось заблуждением. Да мои воспитанники столько радости доставляют! Недавно оформляли в наш коллектив одного мальчика-аутиста. Представьте, он испугался рыбок в аквариуме! А сейчас этот страх мальчишка преодолел. Мне очень приятно наблюдать за прогрессом, пусть самым маленьким, наших воспитанников. К тому же я попала в коллектив грамотных специалистов, всецело преданных своей профессии. От их титанического труда, самоотверженности зависит конечный результат пребывания детей с особыми потребностями в нашем заведении — их адаптация к жизни в обществе.

    — В нашем учебном заведении находится полторы сотни детей со всей области, — дополняет директор центра Любовь Сичкарь. — У большинства из них отклонения в умственном и физическом развитии. С прошлого года мы создали смешанную группу, основу которой составляют здоровые детки. Эта методика весьма эффективна — здоровые опекают своих отстающих в чем-то сверстников, учат их играть, что для многих является проблемой. Вот уже три года на базе нашего учреждения действует начальная школа. А в соответствии со статусом учебно-реабилитационного центра, который мы получили в прошлом году, наши воспитанники будут находиться в родных стенах до окончания десятого класса. Это очень важно, что дети с особыми потребностями на протяжении многих лет остаются в том коллективе, к которому привыкли.

    Для Богдана и его мамы учебно-реабилитационный центр давно уже стал вторым домом.

    — Единственное, о чем прошу Бога: чтобы завтра было так же хорошо, как сегодня! — складывает руки в мольбе женщина, которой судьба подарила необыкновенного солнечного ребенка.

    Анна Волкова

    Источник

    Похожие новости
  • "Нужно терпение"
  • Мама может
  • "Дети называют своего педагога святым Николаем"
  • Дети Солнца
  • Возможности ограничить нельзя
  • О маме..

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.