Инклюзивное образование: взгляд со стороны


    Инклюзивное образованиеЯ инвалид с детства, но так получилось, спасибо моим родителям, что обучение мое проходило на дому, преподаватели приходили ко мне на дом, учился я по программе общеобразовательной школы. В детстве я был очень стеснительным ребенком, который страшно комплексовал по поводу своей походки, а также по поводу своих не совсем слушающихся рук (моя инвалидность). Не имея на тот момент достаточной веры в свои силы, боясь насмешек окружающих сверстников, я так и не смог по этой причине ходить в школу тогда. Жалею ли я об этом? Возможно, что да, но прекрасно понимаю одно, на тот момент я не мог поступить иначе.

    Мои друзья  и знакомые, которые обучались в интернате для детей инвалидов, рассказывали мне о том, что в интернате им было не плохо. Хотя и не отрицали того, что им хотелось бы побольше проводить время с родителями в семье, ведь в большинстве своем их забирали домой только на выходные дни или каникулы.

    В советском союзе старались не поднимать вопрос о людях с инвалидностью, в те времена практически не существовало общественных организаций, только ближе к концу 80-х годов прошлого века ситуация начала потихоньку меняться, появлялись организации инвалидов.

    Не  удивительно, что увидев на улице человека с ограниченными физическими возможностями, наши здоровые соотечественники – и взрослые, и дети, смотрели на таких людей с большим любопытством, в большинстве своем плохо скрывая свое отвращение к ним.

    Раз ты инвалид, значить должен сидеть дома в четырех стенах, учиться  только в интернате, после обучения, если у тебя нет родных и близких, тебе дорога одна: или в дом престарелых, или в дом инвалидов, или в психоневрологический интернат.  Буквально несколько слов об этих заведениях.

    Они находились за чертой города, как правило, подальше от населенного пункта.  В одном жилом корпусе могли поместить человека с инвалидностью, инвалида с расстройством психики, а также инвалида войны.

    Ясно одно, что такое отношение к инвалидам говорит само за себя об уровне культурного развития общества в целом.

    Можно только догадываться о том, сколько судеб людей с инвалидностью государство «помогло» искалечить. С самого рождения ребенок с инвалидностью был обречен, в детский садик путь для него был закрыт, обычная школа недоступна тоже, профессиональной реабилитации также тогда практически не существовало.

    На мой взгляд, такие заведения, как интернаты, должны быть только для тех людей с инвалидностью, которые в силу специфики своего заболевания, не могут адекватно воспринимать окружающий мир,  не могут отвечать за свои слова и поступки, то есть людей недееспособных, с явными расстройствами психики. Это не дискриминация.

    Дискриминация начинается тогда, когда по признаку физического недостатка, человеку приписывают еще и недостаток в психическом развитии, хотя это не совсем верное понимание ситуации. Конечно, есть такие люди, которые в силу перенесенных заболеваний или травм, имеют не только физические недостатки, но и психические расстройства, однако не следует воспринимать всех инвалидов, как душевно больных.

    Отсутствие инклюзивного образования в прошлом, давало веские основания считать людей с ограниченными физическими возможностями изгоями общества. Если разобраться в этом более детально, то к такому мнению приводят веские причины. 

    Например, начиная с детского садика и школы, куда брали, (а в большинстве своем берут и сейчас только здоровых детей), дети общались только с родителями (если только ребенок инвалид не был сиротой), воспитателями, учителями и своими сверстниками. Такой узкий круг общения, не мог не сослужить детям с инвалидностью в будущем плохую службу.

    Давайте представим себе такую картину: парень или девушка с инвалидностью, окончив школу-интернат, пошли обучаться в техникум, училище, ВУЗ, а в них студенты здоровые физически, но морально некоторые из них инвалиды.  Почему я так говорю, да потому, что некоторые позволяли себе отпускать в адрес инвалидов грубые шутки, насмешки, издевательства морального характера.  Два моих товарища рассказывали мне об этом в подробностях, (один учился на теле радиомеханика, второй на маляра штукатура).

    Возникает вопрос, почему так происходит? Выпускники школ-интернатов, попав в круг здоровых сверстников, испытывали в большинстве своем стресс, связанный с комплексом своей неполноценности, они часто терялись, не зная, как и что ответить обидчикам в той или иной ситуации. Они ведь привыкли общаться в том социуме, где все были равны друг перед другом и ни кто не позволял себе оскорблять и насмехаться над другим.

    Выпускники обычных школ, смотрели на  инвалидов, как на людей низшего порядка, которых можно унизить, посмеяться над ними, ведь ни родители, ни преподаватели в школе ничего им не говорили о людях с инвалидностью.  

    Откуда в такой ситуации возникнет сострадание к ближнему, понимание того, что инвалидность порой может наступить у вполне здорового человека ?

    В случае травмы или несчастного случая, вчера здоровый человек может встать инвалидом, как потом его будут воспринимать здоровые люди? Как, возможно точно так же, как и он насмехался над человеком с инвалидностью.

    У каждого из нас найдется свой ответ на этот вопрос.

    Николай Савенко

    Источник

    Похожие новости
  • За жизнь без барьеров
  • Инвалидность не ставит крест на жизни человека, она дает ему второе дыхание
  • Спустя шесть лет семья снова вместе
  • Можно ли в инвалидной коляске добраться до диплома вуза?
  • Реакция общественных организаций на высказывания П. Астахова о детях-инвали ...
  • Особенности воспитания детей инвалидов

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.