"Они - обычные дети"


    Они - обычные детиВ Перми появится первая инклюзивная школа

    В здании, уже выкрашенном в ярко-лавандовый цвет, перестраивают стены и готовятся устанавливать оборудование для детей-колясочников. Пермской школе №114 за последние несколько лет пришлось пережить немало невзгод. Причиной всего стал капитальный ремонт, к которому начали готовиться еще порядка пяти лет назад. А когда подошла очередь, проект, составленный в 2009 году, устарел. Пришлось переделывать все от начала и до конца. В конце концов, школу закрыли на ремонт в прошлом году. На время учеников и учителей «переселили» в другие школы, где им для обучения предоставляют классы. Этот год, как признаются и учителя, и родители, был для них непростым. Возникли конфликты и с чиновниками, и с руководством школ, в которые пришлось «переехать». Кроме того, ходили разговоры о том, что 114-ю школу в рамках оптимизации хотели объединить с элитной 50-й. Однако директору удалось отстоять свои интересы и интересы учебного заведения. Со следующего года школа откроется в родном, капитально отремонтированном здании. И ко всему прочему поменяет формат – станет инклюзивной.

    Ремонт полным ходом

    Свежевыкрашенное в лавандовый цвет здание порадовало глаз родителей школьников. «Мне очень нравится цвет! Очень красиво получилось! Молодцы!» – говорит председатель родительского комитета Галина Макарова. «Специально такой выбирали, – отвечает ей директор Валентина Федотова. – Во-первых, чтобы школа была яркая, а во-вторых, чтобы таким фасадом больше никто не мог похвастаться».

    Все работы, по словам Валентины Васильевны, идут по графику. К январю подрядчик планирует их полностью завершить. Пока внутри здания полная разруха – рабочие ломают старые стены и ставят на их место новые, из более легкого материала, таким образом разгружая здание. К потолку поднимаются столбы пыли. Где-то шумят дрель и отбойный молоток.

    «Сегодня сделано уже многое. Переложены все наружные сети, по второму и третьему этажам полностью поменяна электрика, вставлены все окна. Уже сделана вентиляция, скоро начнется заливка полов на третьем этаже», – рассказывает Валентина Федотова, проводя экскурсию по стройке.

    В ходе беседы она то и дело вспоминает недавние конфликты, участником которых ей довелось стать.

    Борьба за место под солнцем

    Весной 2013 года началось открытое противостояние между директором школы №114 и чиновниками городской администрации. Валентине Федотовой было предложено занять пост заведующей одного из детских садов Перми, потому что она якобы не может справиться с капитальным ремонтом. После этого выяснилось, что школу №114 в рамках оптимизации вообще хотят объединить с элитной школой №50.

    Кроме того, в конце февраля оказалось, что у школы «отобрали» будущих первоклассников. Валентина Федотова рассказала, что сити-менеджер Анатолий Маховиков подписал постановление о закреплении за школами микрорайонов, в этот порядок были внесены изменения. Согласно этому постановлению, все дома, относящиеся к школе №114, перешли к другим учебным заведениям. «Почему – непонятно. Когда спрашивали у начальника департамента образования, она ответила, потому что школа на капитальном ремонте. «Вот капитальный ремонт закончится, и мы микрорайон вернем», – сказала она. А почему тогда не забрали микрорайон у 101 школы, которая тоже на капремонте? Им дали возможность набирать первоклассников. А это, между прочим, деньги. У нас ведь подушевое финансирование», – рассуждает директор.

    Тем не менее, права школы отстоять Федотовой удалось. На сегодняшний день проект капитального ремонта, написанный еще в 2009 году, полностью перекроен. «Это было самое сложное», – признается директор. Но оно того стоит. Школа будет инклюзивной – такое решение окончательно приняло руководство учебного заведения, также его поддержали власти. Школу включили в федеральную программу по инклюзивному образованию.

    Инклюзивная школа

    В школе №114 планируется создать все условия для детей, которые попадают в категорию людей с ограниченными возможностями. В первую очередь Валентина Федотова обратила внимание на то, что появится специальное оборудование для маломобильных детей.

    Директор школы рассказала, что пригласила к себе в консультанты Веру Шишкину, председателя приволжского межрегионального совета всероссийского общества инвалидов. «Вера Ивановна согласилась нас консультировать и поддерживать на всех уровнях. Вместе будем думать, как и что делать – где ставить кнопки вызова, где какую аппаратуру. Все же здоровым людям не понять, как нужно сделать все по уму. Так что будем стараться», – говорит директор школы.

    По словам директора, самые большие затраты коснутся перестройки под так называемую «доступную среду». «Хорошо, что все это делается во время капитального ремонта. Нам повезло. Сейчас мы это сделаем с небольшими затратами. Больше всего придется потратить на подъемники для колясочников. Цена вопроса – больше 2 млн рублей», – пояснила Валентина Федотова.

    По ее словам, уже сейчас начинается переподготовка учителей. Они начали посещать курсы по инклюзивному образованию, по окончанию которых педагоги получат соответствующие сертификаты.

    - Скажите, а с родителями детей-инвалидов вы уже общались? Не боятся ли они, что будут сложности при общении их чад с полностью здоровыми школьниками?

    Валентина Федотова: Я думаю, что боятся. Поэтому сейчас мы будем с ними встречаться, разговаривать, устраивать собрания и набирать классы на следующий год. Вообще у нас ведь и сейчас учатся дети с нарушением слуха, зрения. Они обыкновенные дети, как все. Речь ведь не идет о слепых и глухих – такие ребята учатся в специальных коррекционных школах.

    Директор 114-ой школы убеждена, что при инклюзивном образовании нужно создать детям такие условия, при которых они будут комфортно чувствовать себя в классе. Для этого нужно установить специальную аппаратуру. «Сейчас все это предлагают разные фирмы. Нужно покупать и устанавливать, – говорит она. – Еще одно мое убеждение – не должно быть разных программ. Она должна быть одна. Сейчас мы пока выбираем модель, по которой мы будем работать. В ноябре пройдет конференция, на которую мы пригласим других специалистов со всей России. Наверное, тогда все станет уже ясно и понятно».

    Систему надо менять

    Говоря о проблемах, с которыми пришлось столкнуться лицом к лицу, Валентина Федотова и Галина Макарова сходятся во мнении, что во всем виновата система.

    «Все идет от того, какой мы показывает итог. Эти итоги все получают любыми способами. У нас в муниципальных заданиях первым пунктом стоят итоги ЕГЭ и ГИА. Как хотите – так и сдавайте. Если получили результат – ваша школа выйдет на определенный уровень. Нет – извините. Часто бывают случаи, когда под конец года к нам переходят ученики специализированных школ. Их «просят» поменять школу, потому что не уверены, что они хорошо сдадут ЕГЭ», – поделилась Валентина Федотова, напомнив, что совсем недавно сам президент России Владимир Путин говорил о том, что нельзя критерием ставить средний балл по ЕГЭ. «И на краевой конференции сказали, что это не критерий. А в Перми это как было, так и осталось!», – выражает свое недовольство директор.

    Волнует Валентину Федотову и проблема с отсеиванием детей. «У нас тут рядом три школы. Сначала самых способных и подготовленных отбирает одна, затем оставшиеся дети идут в другую школу, где также проходит их отбор. После того, как детей через второе сито «просеяли», остатки идут к нам. И это система. И ее надо менять», – уверена она.

    С ней согласился и руководитель общественного совета за права детей на образование в Пермском крае Олег Заяц, который также пришел посмотреть, как идут дела с ремонтом. По его словам, такая система построена самими родителями – из-за их пассивности и нежелания отстаивать права своих детей на образование. «Сейчас мы вынуждены говорить о том, что существует ряд моментов, когда эти права нарушаются. Есть законы, и в них прописаны положения, которые не выполнятся или выполняются только частично. Родители могут свободно, не боясь ничего, отстаивать права своих детей». Несмотря на это, общественник заметил, что сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. «Сегодня молодые родители особенно продвигаются. У них глаза горят! Они ничего не боятся! В прокуратуру надо? Пожалуйста! Президенту написать? Пожалуйста! Надо выти на митинг – да легко! Нужно сотрудничать, корректировать ситуацию», – уверен Олег Заяц.

    Идти до конца

    Несмотря на все трудности и невзгоды, Валентина Федотова намерена стоять на своем до конца. Ее не останавливает и то, что к школе сейчас не прикреплен ни один дом. «Первый класс мы все равно набираем. Правда, один, а не два. И детей к нам приводят каждый день!»

    Болеет душой за родную школу и Галина Макарова. «Мы уже 20 лет с этой школой!» – говорит она. В 1993 году сюда пошла учиться моя первая дочь, в 1995 году – вторая. Сейчас сын здесь пойдет в восьмой класс. Мы его даже к конкретному учителю отдавали. Рады, нисколько не жалеем. Были вопросы насчет того, чтобы пойти в другую школу. Уже тогда говорили, что будут закрывать на ремонт, но мы остались».

    Яна Габдуллина

    Источник

    Похожие новости
  • Синдром - не приговор
  • Доступная школа. Где и как учатся дети-инвалиды?
  • Спецшколы - преграда на пути к прогрессу
  • Подыскали место
  • В России инвалиды и здоровые дети будут учиться вместе
  • Родители, обучающие детей дома, просят выплачивать им школьные деньги

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Название этого сайта(русскими буквами)?

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.