Ключевое слово-"вместе"


    Ключевое слово-'вместе'В Северную Осетию специалисты из организации «Перспектива», отстаивающей права людей с инвалидностью, приезжают не впервые. На сей раз вместе со своими партнерами АРДИ «МИР» они будут заниматься кинофестивалем «Кино без барьеров», показывать фильмы о жизни инвалидов и говорить о том, как важно помочь раскрыть их богатый потенциал. Главными героями фестиваля станут дети. Те, которые хотят и должны жить и учиться вместе с остальными. Ключевое слово здесь «вместе», потому что сегодня очень мало детей с инвалидностью включено в общественную жизнь и могут получить полноценный социальный опыт.

    Механизм этого «включения», а по-другому – инклюзии, в нашей стране только разрабатывается. И уже с первого сентября в Законе об образовании прописано – школа должна взять на себя обязательство по созданию необходимых условий для всех категорий детей с инвалидностью по внедрению их в школьное сообщество. Северной Осетии в этом плане повезло, есть понимание проблемы во властных структурах. АМС Владикавказа – главное звено в цепочке добра, которое заработало в республике за четыре года до принятия закона.

    Пока взрослые размышляют о том, насколько инклюзия будет эффективна и действенна, а также каким образом этот процесс заставить правильно работать, один маленький человек точно знает, что именно дало ему инклюзивное образование.

    Мурашкины достижения

    Мурашка – так его называет мама – это Мурат, девятилетний мальчишка с большущими карими глазами, герой наших предыдущих публикаций. В то время как специалисты из «Перспективы» проводили семинар и говорили о важном, он вел себя очень деловито. Делал кофе для гостей, разносил его, общался со знакомым оператором с телевидения. Вполне обычное поведение для ребенка, но для Мурашки – настоящее достижение. Четыре года назад он впервые переступил порог 43-й владикавказской школы, несмотря на запись в медицинской книжке «необучаем». Тогда ребенок не умел говорить, из-за расстройств аутистического спектра он был первым, кто начал учиться со сверстниками по программе «Инклюзивное образование». Теперь таких ребятишек в школе больше сорока – с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра.

    Прошлой зимой Мурат впервые произнес свое первое «мама», а сейчас он активно осваивает осознанную фразовую речь. Даже в масштабах мировой практики – достаточно редкий случай, когда ребенок с подобным неврологическим расстройством, не говоривший до пяти лет, начинает разговаривать, тем более осмысленно. Однако Мурашке нет дела до мировой практики, ведь он не только заговорил, но и запел. Выучил ноты и целых пять песен за одну неделю. Ту, которую провел в лагере в Тамиске.

    ДРУгая ЖИзнь

    По первым заглавным буквам «ДРУЖИ» – девиз социального проекта, прошедшего в августе в детском оздоровительном лагере «Тамиск».

    "Четыре года назад дети, которым раньше была закрыта дорога в обычную школу, стали участниками программы инклюзивного обучения, – рассказывает председатель общественной ассоциации родителей детей-инвалидов «Мир» Залина Дудуева, мама Мурашки. – Работа была проведена колоссальная – это не только образовательная программа, а также проведение многочисленных уроков доброты, семинаров по пониманию инвалидности и других мероприятий. Конечно, первые шаги делать всегда трудно, но они выявляют проблемы, которые надо решать. Педагоги, психологи, работающие непосредственно с детьми, проанализировав ситуацию, поняли, что им не хватает определенных навыков. Тогда и появилась идея провести детский лагерь «Другая жизнь», конкретно для детей с расстройствами аутистического спектра. И в первую очередь он задумывался как обу-чающий семинар для тех, кто будет в дальнейшем работать с такими детьми. Занятия проводили специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова".

    В лагере жили 22 ребенка со своими родителями, принцип инклюзии и здесь неукоснительно соблюдался – дети с особенностями в развитии постоянно общались со своими сверстниками. Полученные результаты превзошли даже прогнозируемые ожидания.

    "Я была поражена тому, насколько быстро раскрывались дети младшего школьного возраста восьми-девяти лет, которые никогда не посещали ни дошкольные учреждения, ни школы, некоторым даже не оформлена инвалидность, – делится Залина Дудуева. – Дети «неречевые», за десять дней научились общаться с помощью визуальных карточек. Просто когда знаешь специфику проблемы, понимаешь, как это много. Двое ребятишек там заговорили, двое отучились от памперсов, те, которые на протяжении многих лет ели одну и ту же пищу, начали есть другую. Достижения, на которые требуются годы. Но самое главное, что родители деток поняли, как и куда им надо двигаться дальше".

    Экспериментальная площадка

    Проект «Другая жизнь» – первый этап подготовительной работы для открытия экспериментальной площадки на базе 43-й общеобразовательной школы. Его поддержали и оказали всемерное содействие Северо-Осетинский институт повышения квалификации работников образования, министерства образования, а также труда и социального развития.

    Планируется, что данная площадка будет функционировать круглый год, с привлечением специалистов самого высокого уровня и охватит около 40 детей нормативно-развивающихся и 24 ребенка с расстройствами аутистического спектра. Для каждого ребенка уже разработан индивидуальный план занятий. Здесь будут действовать «Центр игровой поддержки ребенка от 1 до 3 лет», «Рикотека» – для детей с выраженными нарушениями в развитии, группы кратко-временного пребывания «Особый ребенок» и общеразвивающая группа для дошкольников от 4 до 5 лет с условно-нормативным развитием. Предусмотрены занятия ипотерапией. Специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга готовы приехать и в течение года помогать нашим педагогам выстраивать работу.

    Клуб для одиноких родителей

    На самом деле родители таких детей действительно одиноки, в том плане, что остаются один на один со своими трудностями. Ведь даже правильно диагностировать детей с аутизмом не могут не только в Осетии, но и во всей России. Только в 2013 году Всемирная организация здравоохранения сделала документальную рассылку всем странам о диагностике и реабилитации людей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра. Теперь есть официальные критерии, по которым можно будет выявить болезнь на ранней стадии. Насколько это важно, показывает мировая статистика: на 88 родившихся детей приходится один ребенок с диагнозом «аутизм». А реабилитация – очень сложный, кропотливый процесс, и проходить он должен явно не при участии одних родителей.

    "Здесь важен командный подход. Когда на паралимпийских играх шли соревнования деток с синдромом Дауна – командная эстафета, кто-то из них оступился и упал, – приводит пример Залина Дудуева, – они все остановились, вернулись, взяли его за руку и вместе добежали до финиша. Очень показательно, на мой взгляд. И мы также должны объединиться: специалисты, чиновники и родители. Выстроить схему поддержки родителей действительно необходимо".

    «Мир», который возглавляет Дудуева, проводит занятия в родительском клубе. Сюда за консультациями обращаются родители детей с инвалидностью не только из Северной Осетии. Здесь многие вещи становятся простыми и понятными, а главное — не надо стесняться, объяснять ситуацию и краснеть.

    Хотя странно, что им вообще приходится краснеть, а не тому обществу, которое до сих пор не научилось принимать разность между людьми, независимо от их физических, интеллектуальных, ментальных, этнических различий. Кстати, дети, с которыми учится Мурашка, намного лояльнее и терпеливее, чем многие взрослые.

    Жизнь без стереотипов

    Когда ученики 43-й владикавказской школы рассказывают о сверстниках, обучающихся по программе «Инклюзивное образование», никогда не говорят о них, как о людях с нарушениями здоровья. Им просто в голову не приходит называть своих друзей инвалидами. Они не видят различий, не ставят условные преграды. И уверены – их одноклассники так же, как все, смогут пробежать стометровку, поступить в вуз, создать семью. Стереотипов, что дети с ограниченными возможностями должны быть изолированы, находиться в каком-то специальном заведении, у них уже не будет никогда. Просто эти дети умеют дружить и научили этому Мурашку, того самого, который раньше даже находиться на уроке не мог без мамы. А нынешним сентябрем отправил ее со словами: «Извини, ты мне мешаешь, уходи на работу». Наверное, это самый веский аргумент, который говорит в пользу инклюзивного образования.

    Мир не без добрых людей

    В этом году в организацию «Мир» приезжали волонтеры из Чехии. Побывав на занятии родительского клуба, попросились пожить буквально день в семьях, воспитывающих детей с инвалидностью. Одна из волонтеров, девушка по имени Мишель, разработала проект о волонтерской деятельности во Владикавказе для помощи семьям, воспитывающих детей с аутизмом и подала в международную организацию «Ниневия». Проект поддержали. Волонтеры из Чехии готовы приехать в республику на год и работать абсолютно бесплатно. Кстати, они же когда-то подарили корову семьям беженцев, и теперь ее телят отдают другим нуждающимся. Вот такие интересные волонтеры.

    Благодаря…

    Благодаря таким людям, неважно какой национальности, вероисповедания и социального статуса, важно только – неравнодушным, Мурашка научился главному – быть вместе. Он понял, что можно быть другом и у него могут быть друзья. И теперь, когда видит знакомых ребят, кричит: «Друзья, надо дружить, дружить – это здорово!» Был даже случай в Храме Пресвятой Богородицы Осетинской церкви, когда на службе он познакомился с детьми и расплакался, поняв, что пришло время расставаться. Ребенок, страдающий аутизмом, плакал, потому как понимал эту социальную связь. И его реакция – это больше, чем результат. А еще вновь обретенная любовь Мурашки к пению стала поводом отдать его в музыкальную школу. К его раскрытым талантам добавилась и лепка. Он создает практически безупречные в деталях фигурки роботов, зайцев и мишек. И кто знает, может быть, на его пути так и будут встречаться только добрые люди. И может, когда он вырастет, станет великим скульптором или музыкантом… 

    Милена Сабанова

    Источник

    Похожие новости
  • Инвалидность - не повод для изоляции
  • Корректная коррекция
  • За жизнь без барьеров
  • "Спасибо за то, что я такой, а не какой-нибудь другой"
  • Найти ключик
  • Дети сироты

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.