Доступная продолжительность


    Доступная продолжительностьПричина высокой продолжительности жизни в Японии заключается не только в правильном рационе питания, здоровом образе жизни, сбалансированной системе здравоохранения, лекарственном страховании населения с обязательным контролем прибыли у страховщиков, но и регулировании со стороны государства цен на лекарства с целью их доступности для населения. Как результат в среднем японцы живут 82,75 года: 80,4 года — мужчины, и 85,1 года — женщины. Это второй показатель в мире (после Андорры).

    На паях с государством

    С одной стороны, система здравоохранения в Японии сориентирована на профилактику и реабилитацию. Такой подход позволил снизить расходы на здравоохранение и повысить его качество. 

    С другой, система основана на охвате всего населения медицинским страхованием, которое обеспечивается государством и работодателями из частного сектора. Сегодня расходы на здравоохранение со стороны государства в Японии составляют более 8% ВВП. В сравнении, например, с США, где средств на эти статьи тратится почти в два раза больше, японская система оказывается гораздо эффективнее. Высокой эффективности японские власти добились, поставив серьезные ограничения на получение высокой прибыли страховых компаний, а также ограничив оплату врачей, замеченных в неэффективном обслуживании пациентов. 

    Благодаря активным мерам, принятым государством, личные расходы населения на здравоохранение составляют около 12% от общего объема расходов на эти цели в стране. В расходной части семейного бюджета граждан доля медстраховки невелика. Так, для семьи из четырех человек при одном работающем она составляет всего около 4%. Небольшое число граждан, подпадающих под действие законов о помощи бедным, о борьбе с туберкулезом и лицам старше 70 лет, пользуются правом на бесплатную или льготную медицинскую помощь. 

    Однако при общих успехах госполитики в области здравоохранения в последние несколько лет росла необходимость проведения некоторых изменений в системе здравоохранения Японии. В частности, они продиктованы старением населения и ростом числа таких заболеваний, как рак, деменция, остеопороз, сердечная недостаточность, ишемический инсульт, пневмония, болезнь Альцгеймера, диабет, ревматизм. 

    Сегодняшняя система медицинского страхования Японии состоит из трех программ: страхование сотрудников, национальная программа страхования здоровья и программа медстрахования для пожилых людей. Каждая из них имеет свои особенности. Так, программа страхования сотрудников включает в себя медицинскую страховку для лиц, работающих в различных компаниях и организациях, включая моряков, и ассоциации взаимопомощи. 

    Национальная программа страхования здоровья включает главным образом медстрахование, финансируемое муниципальными образованиями, в которых застрахованными лицами являются местные жители. Граждане пожилого возраста имеют право на льготы в оплате медицинских услуг и лекарств в соответствии с законодательством, которое устанавливает особый порядок страхования пожилых людей в возрасте от 75 лет и старше, а также для пожилых людей в возрасте от 65 до 74 лет, имеющих определенную инвалидность, подтвержденную уполномоченными органами здравоохранения. 

    Размер соплатежей (оплата медицинских услуг из личных средств страхователя) по этой системе также имеет достаточно широкую дифференциацию. Для страхователей от школьного возраста и до 70 лет размер соплатежей составляет 30%. За детей дошкольного возраста и лиц от 70 до 74 лет придется заплатить 20% от суммы страховки (но 30% для тех, чей ежемесячный доход сравним с работающим населением), граждан старше 75 лет — 10%. 

    Национальные компании оплачивают также ежегодные медосмотры своих сотрудников. 

    Ценовой диктат государства

    В последние годы в Японии реализуется новая стратегия развития системы здравоохранения, предполагающая не только повсеместное лекарственное страхование населения, но и регулирование государством цен на лекарственные препараты. 

    Для новых лекарственных препаратов, которые закупаются специально для национальной программы страхования здоровья, правительством разработана целая система расчета стоимости новых лекарств. Алгоритм расчета цен на новые лекарства достаточно сложный, но учитывает при этом целый ряд условий и согласований. 

    Например, когда новый препарат появляется на рынке, он сразу же оценивается на предмет существования его аналога. Если у него уже есть аналог, к нему применяются два критерия сравнения с аналогом. В первую очередь играет роль степень новизны этого препарата. Соответственно, от этого будет зависеть наценка к стоимости лекарства. Так, премия за инновацию может составлять от 70% до 120%. Наценка за полезность может быть в диапазоне от 5% до 60%, дополнительные свойства сделают его еще дороже (от 5% до 20%), такую же надбавку препарат может получить и за использование в педиатрии. 

    Если же степень новизны лекарства низкая, он может подорожать на 5% из-за необходимости продавать его в специальной упаковке. В обоих случаях производится корректировка цены препарата в сравнении со средней его ценой за рубежом. В случае когда стоимость препарата оказывается более чем в полтора раза выше, чем средняя его цена за рубежом, применяется понижающий коэффициент. Если менее чем в 0,75 раза ниже, чем за рубежом, коэффициент повышается. 

    Если препарат новый и аналогов не имеет, расчет его стоимости проводится в зависимости от стоимости производства (или импорта), торговых издержек, административных расходов, прибыльности, маркетинговых расходов, потребительского налога. Новый препарат также корректируется со средней ценой его аналога за рубежом. 

    После того как стоимость лекарственного препарата для Национальной программы страхования (NHI) рассчитана по определенному алгоритму, органами проводится ее согласование специальными ведомственными органами. И только после этого лекарство попадает в список NHI. 

    Но эта процедура также проводится по определенному регламенту. Так, заявление претендента на то, чтобы его лекарственный препарат был включен в список лекарств, рекомендованных NHI, поступает из специального ведомства NHI в Первую ассоциацию по оценке лекарственных препаратов Японии, готовящую обоснование цены и передающую его для конечного одобрения в следующее ведомство (Chuikyo), которое после окончательного согласования передает заключение о препарате в NHI и рекомендует его включить в список Национальной программы страхования. Вся процедура утверждения цен и согласований, рекомендаций и включения лекарства в список длится в среднем 60 дней, и сам список рекомендованных препаратов обновляется один раз в четыре года. 

    Впрочем, заявитель лекарства может высказать свое несогласие с решением ведомств NHI по оценке его препарата и подать апелляцию. В этом случае окончательное решение по ценообразования выносит другая организация по оценке лекарств — The Second Pricing Organization — и после завершения повторных исследований и согласований также передает свое решение о цене и включении препарата в NHI. 

    Однако на этом ценообразование лекарственного препарата в системе Национальной программы медицинского страхования не прекращается. 

    Каждые два года специальное регулирующее ведомство пересматривает цены на лекарства, закупаемые системой NHI у производителей. При этом новая цена на препарат не может превышать текущую цену и рассчитывается с помощью корректирующего коэффициента (сейчас равного 2%) относительно средневзвешенной рыночной цены. Например, если текущая цена NHI равняется Ґ100/таб., а рыночная цена — Ґ98/таб., то с учетом коэффициента цена закупки лекарства остается без изменений. Если же за двухлетний период средневзвешенная рыночная цена снизилась до Ґ90/таб., то после пересчета новая цена уменьшится на Ґ8 и составит Ґ92/таб. 

    Помимо регулярного двухгодичного пересмотра цен на лекарства постоянно применяются и другие элементы ценового регулирования со стороны NHI. 

    Причем цены на оригинальный препарат могут быть снижены после появления на рынке дженерика. Или же внеочередная переоценка может произойти и в зависимости от объемов продаж. Скажем, если ежегодные продажи всех препаратов с одним и тем же действующим веществом и методом введения увеличиваются в два раза и более по сравнению с прогнозом, сделанным при первичном установлении цены в NHI, и превышают Ґ15,0 млрд в течение десяти лет после регистрации, то новая цена устанавливается в размере 90% от текущей цены NHI. 

    Еще один достаточно новый способ регулирования цен заключается в поддержке разработки новых препаратов. Цены NHI на новые лекарства поддерживаются на том же уровне в период действия патента или в ходе дальнейшего пересмотра цен при условии, что компания инвестирует полученные таким образом финансовые ресурсы в разработку новых лекарств или расширение показаний для существующих, которые уже стали золотым стандартом за пределами Японии, но пока не одобрены в стране. Эта премия введена сравнительно недавно, с 2010 года, как часть реформ ценообразования в NHI. 

    Константин Анохин

    Источник

    Похожие новости
  • ФАС России защитит права пациентов на получение необходимых лекарственных с ...
  • Почему не стоит экономить на страховании жизни
  • Пациенты-испытатели могут получить новую страховку
  • У каждого льготника должно быть своё бесплатное лекарство
  • Лекарствам на ТВ не место?
  • Лекарства для льготников

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.