Крылья для невидимок


    псковский Центр лечебной педагогикиСегодня псковский Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛП) известен во всей России: здесь проводятся международные семинары и съезды специалистов по сопровождению детей-инвалидов с разных уголков нашей страны.

    На прошлой неделе Центр отмечал свое 20-летие, и на торжество съехались десятки иностранных гостей, которые поздравляли бессменного руководителя ЦЛП Андрея Царева и восхищались достижениями Псковской области на ниве интеграции людей с ментальной инвалидностью в общество. Вот только рядовые псковичи все еще с трудом представляют себе, что же такое лечебная педагогика, и что вообще происходит за забором Центра.

    Где-то в середине голодных 90-х, когда наша семья выращивала половину своего рациона на шести сотках в садоводческом товариществе "Пристань", мы частенько ездили в забитом сварливыми пенсионерами "Икарусе" мимо того места, которое сейчас принято называть "Корытовский лесопарк". И когда на опушке вдруг выросли шикарные коттеджи, фантазия дачников быстро продемонстрировала свою неистощимость.

    Кого только не записывали поначалу пассажиры "Икарусов" в мнимые собственники этой недвижимости – то мэра Пскова, то новых русских, то старых немцев. Все кандидаты в эсквайры, конечно же, питались исключительно кровью трудового народа. Но такая молва шла недолго: вскоре граждане стали замечать в окрестностях Корытово детей на инвалидных колясках. Пазл сложился быстро: в шикарных коттеджах – какой-то лечебный центр для каких-то инвалидов, построенный на немецкие деньги. На том и успокоились: убогих жалко, а немцы пусть замаливают грехи за Великую Отечественную.

    Как это часто бывает, народные домыслы не сильно отличались от искаженных "сарафанным радио" фактов. Началось все действительно с акции примирения и покаяния немецкого и советского народов, в рамках которой в составе большой псковской делегации в Германию отправился и священник Павел Адельгейм. Незадолго до этого у проповедника состоялся разговор с Андреем Царевым – родителем ребенка-инвалида. Разговор был о том, как дети с тяжелыми заболеваниями сидели дома, никаких образовательных услуг не получали, и, по сути дела, были исключены из жизни. Да и родители в те времена боялись с ними куда-то выходить – опасались усмешек прохожих и кривых взглядов.

    "Все понимали, что нужно что-то делать, - вспоминает Андрей Царев. – И когда мы начинали, то, конечно, не предполагали, что все таким вот образом обернется. Никто не мог представить, во что это выльется. А тогда нам просто повезло, что к нашему родительскому беспокойству подключился еще и отец Павел".

    Адельгейма тогда лишь просили о том, чтобы он предоставил помещение для занятий в строящейся Школе регентов. Отец Павел сказал: да, конечно – место будет. А потом поехал в Германию, и познакомился там с Клаусом Эберлем – будущим председателем организации "Инициатива Псков" – священником Евангелистической церкви, который когда-то проходил служение, работая волонтером с детьми с нарушениями в развитии.

    "Он проникся этой идеей – обучения детей с инвалидностью – и когда был ответный визит Клауса в Россию, мы здесь встретились с ним, познакомились. Его заинтересовала эта идея, - рассказывает Царев. - И вот, в 1993 году наши немецкие друзья сообщили нам, что собрали какие-то деньги: "Давайте что-то сделаем, купим дом".

    Сначала немцы хотели "что-то сделать" в рамках межконфессиональных взаимоотношений, но в то время у православной церкви законодательно не было еще ничего оформлено, и легально провернуть такой масштабный проект, как строительство Центра лечебной педагогики, было попросту невозможно. Поэтому Андрей Царев и его немецкие партнеры обратились к администрации города.

    "Начались долгие переговоры, и, в конце концов, Александр Прокофьев (тогдашний мэр Пскова – ПАИ) сказал, что не понимает, зачем это нужно, но верит нам" – улыбается директор ЦЛП.

    Так в Корытово возник сперва Центр для детей с ментальной инвалидностью и их родителей, а позже рядом – на месте заброшенного кемпинга – были построены Интеграционные мастерские для взрослых инвалидов. Недавно появился проект сопровождаемого проживания – ребятам создали такие условия, чтобы они жили в обычных городских квартирах и контактировали с соседями.

    Все 20 лет существования ЦЛП Андрей Царев и его сподвижники старались охватить три направления:

    "Первое – это обучение детей, которое направлено на их социальную адаптацию и включение в жизнь, - поясняет Царев. - Второе – сотрудничество с родителями и сопровождение семьи. Это очень важно, ведь если мы не будем взаимодействовать в одном направлении с ребенком, то будем как "лебедь, рак и щука", и никакого эффекта не будет. И третье направление – это работа с общественностью, формирование уважительного отношения к людям с инвалидностью".

    Эта последняя задача – пожалуй, наиболее сложная: в Пскове дети с серьезными ментальными нарушениями все еще чувствуют себя неуютно. Но она и самая важная – любые дети должны жить полноценной и комфортной жизнью в обществе. Но для этого надо не только готовить ребят быть самостоятельными, говорит Андрей Царев, но и общество должно быть готов их принимать.

    "Помимо того, чтобы информировать общество, мы делаем много разных интеграционных проектов, - загибает пальцы директор Центра лечебной педагогики. - Мы стараемся, чтобы наши дети могли вместе с другими детьми заниматься, например, творческой деятельностью. И поэтому они ходят в разные организации, учреждения, чтобы в этом поучаствовать. Это и рисование, и музыкальная деятельность, и спорт, и туризм – в общем, любая совместная работа, в которой наши дети могут вместе что-то делать. Так происходит формирование уважительного отношения".

    4 октября, в день празднования 20-летия ЦЛП, вице-губернатор Вера Емельянова приняла участие в закладке первого камня нового корпуса образовательного учреждения, который уже к 2015 году примет самых маленьких наших сограждан с особенностями в развитии. Еще работая в сфере образования, в 90-е годы Вера Емельянова была одной из тех, кто почувствовал необходимость бороться за развитие такого Центра.

    "Этот проект появился в самый трудный период в жизни страны и региона, когда эпоха перестройки застала всех врасплох, - вспоминает вице-губернатор. – И категория граждан, которая относится к группе людей с ограниченными возможностям, вообще оказалась, по сути дела, брошенной и незащищенной. И Центр создавал с нуля новую систему отношения к таким людям".

    По признанию Веры Емельяновой, лечебно-педагогический центр в те времена зарождался безо всяких правил - не было ни регламентов, ни положений, ни уставов для подобной работы с детьми-инвалидами. Но впоследствии все сложилось ровно наоборот: появление Центра позволило внести поправку в закон об образовании РФ, благодаря которой категория детей-инвалидов стала обязательной для обучения.

    "До того времени они считались необучаемыми. А сегодня, благодаря Центру, мы практически отработали цепочку помощи от совсем маленьких детей до взрослых, которые уже выходят в жизнь, - поясняет Вера Емельянова. - Это и центр ранней помощи "Лимпопо", и интеграционные мастерские, и квартиры с сопровождаемым проживанием. Так что у нас создана система, которую осталось только рассредоточить по всему региону, по всей стране, и сделать большое благо для людей".

    Сегодня дачников на автобусах мимо ЦЛП ездит все меньше. И с черной завистью о белых домах уже никто не говорит – чуть дальше, вверх по течению Великой, вырос целый поселок из загородных замков. Благосостояние граждан, по сравнению с 1993 годом значительно улучшилось, и следуя пирамиде Маслоу, мы, удовлетворив свои базовые потребности в безопасности и еде, стали готовы, наконец, обратить свой взор на тех, кому приходится труднее, чем нам.

    Можно абсолютно не разбираться в коррекционной педагогике, не понимать тонкостей классификации болезней ВОЗ, и не знать, чем человек, страдающий синдромом Дауна отличается от аутиста. Достаточно усвоить только одну вещь: Центр лечебной педагогики – это такое место, где наши дети, которые ранее не были востребованы обществом, сегодня начинают себя проявлять целиком. И помочь им в этом может любой из нас – надо лишь повернуться к этим "невидимкам" лицом, улыбнуться им, и познакомиться. И тогда у этих маленьких граждан вырастут крылья, которые помогут им преодолеть любые преграды.

    Даниил Новиков

    Источник

    Похожие новости
  • Так же, как все
  • Корректная коррекция
  • Взгляд с Запада: сироты в России
  • Хорошая квартира
  • В овечьей шкуре
  • Модель сопровождения инвалидов в России разработают на основе опыта Пскова

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.