Дети-инвалиды: соцзащита или образование


    Дети-инвалиды: соцзащита или образованиеСтоличные власти решили передать одну из старейших коррекционных школ Москвы, где учатся незрячие дети, в ведение департамента соцзащиты. Управляющий совет коррекционной школы-интерната №1 бьет тревогу, опасаясь, что переход под крыло ведомства, для которого образовательная деятельность непрофильная, не лучшим образом скажется на качестве образования.

    Решение о передаче школы другому ведомству было принято 17 сентября, но слухи об этом поползли еще летом. Тогда же взволнованные родители учащихся написали в департамент образования, в чьем подчинении учреждение пока находится, письмо с просьбой прояснить ситуацию.

    Чиновники свое решение аргументировали тем, что в департаменте соцзащиты больше возможностей для реабилитации детей-инвалидов. "Анализ распорядка дня воспитанников образовательного учреждения показал, что основное время занимает культурно-досуговая и социально-воспитывающая (бытовая) деятельность — 58% от общего времени учебного дня, а на образовательную и внеурочную деятельность воспитанники затрачивают только по 21% от общего времени учебного дня", — заявили родителям в образовательном ведомстве.

    Основываясь на этих цифрах, предполагается, что переход в систему соцзащиты пойдет учащимся коррекционной школы-интерната для слепых детей во благо. "Изменение ведомственного подчинения школы позволит оптимизировать функционирование учреждения, повысит эффективность реализации программ содержания, воспитания, психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями", — сообщалось в ответном письме.

    Однако, родителям детей, обучающихся в интернате, данное решение явно пришлось не по вкусу. Дело в том, что решение о переходе школы в ведение департамента соцзащиты директор принял, не посоветовавшись с управляющим советом.

    "Мы не знали о том, что ранее могли объединиться с высшим учебным заведением (МГППУ) или с каким-либо дошкольным учреждением Москвы. Этой информацией владел только директор школы и принимал решения, касающиеся судеб наших детей, в одностороннем порядке, не советуясь с нами — законными представителями несовершеннолетних детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья", — заявила "Росбалту" член управляющего совета и председатель родительского комитета школы Елена Насибулова. При этом она указала на то, что коррекционная общеобразовательная школа №67 III-IV вида объединилась с гимназией и осталась в системе образования. Не сменили ведомственного подчинения и школы–интернаты №2 (САО) и №5 (СВАО).

    О переводе школы в ведение департамента соцзащиты родителям сообщили только 26 сентября — спустя 10 дней с момента подписания приказа. Но дело даже не в том, что их мнения не спросили. Собеседница агентства обратила внимание, что результаты анализа распорядка для воспитанников школы, на основании которых, видимо, и было принято решение о ее переводе под крыло соцзащиты, не соответствуют действительности.

    "К нашему учреждению эти цифры не имеют отношения, — подтвердила дефектолог Юлия Яшина. — У нас есть вспомогательные классы VIII вида, но их не так много. Все остальные — общеобразовательные классы, где дети учатся также, как в обычных школах, по той же программе. Единственное отличие заключается в том, что обучение происходит по системе Брайля. У них также бывает по шесть-семь уроков".

    Шесть уроков по 45 минут, да еще по 15 минут перемены… Получается, что дети занимаются непосредственно образовательной деятельностью не менее 6 часов в день.

    "В реабилитации нуждаются только 2% из 270 учеников. Остальные дети — совершенно обычные, им нужна адаптация и коррекция, которая дается в рамках образовательной программы", — подчеркнула Насибулова. По ее словам, основной акцент в учреждении всегда делался на образование, а не на реабилитацию. За годы существования школы из ее стен вышли: 2 академика, 2 доктора филологических наук, 2 доктора юридических наук, 1 доктор физико-математических наук, 8 кандидатов физико-математических наук, 4 кандидата исторических наук, 5 кандидатов экономических наук, 5 кандидатов философских наук, 4 кандидата педагогических наук, 4 кандидата филологических наук, 3 кандидата юридических наук, 9 лауреатов международных музыкальных конкурсов, 3 композитора, лауреата международных музыкальных конкурсов, 2 мастера спорта международного класса, чемпионы и призеры Паралимпийских игр, Чемпионатов мира и Европы.

    Выпускники успешно сдают ЕГЭ и поступают в престижные учебные заведения, такие как МГУ, МГППУ, МПГУ, РГГУ, РГУФК, МЭСИ, МИИТ, Гнесинское музыкальное училище, музыкальный колледж при Московской Консерватории, Медицинские колледжи №6 (отделение массажа).

    Родители опасаются, что с переходом в департамент соцзащиты, для которого профилем является именно реабилитация, пострадает качество образования, и о поступлении в вузы можно будет забыть.

    Разделяет их опасения и первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. "Мы знаем немало ребят в системе соцзащиты, в частности, в психоневрологических интернатах, которым неправильно ставили сниженный интеллект, ничему не учили, и при сохранном интеллекте они оставались без образования. Мы всегда требовали, чтобы образовательная составляющая в интернатах соцзащиты увеличивалась. А здесь нам предлагают увеличить не образовательную, а реабилитационную составляющую в школе для незрячих ребят", — недоумевает парламентарий.

    "Не знаю, какие были соображения у департаментов образования и соцзащиты при принятии этого решения. Возможно, это соображения удобства управления. Возможно, схемы финансирования в системе образования не очень подходят для интерната. Но я считаю, что проще поменять схему финансирования, чем принадлежность учреждения. Мне кажется, что образование должно быть ведущим направлением деятельности в школе. По логике, этим и должна определяться ведомственная принадлежность", — заключил он.

    Управляющий совет школы уже направил обращения в прокуратуру, московскую мэрию и департаменты с просьбой пересмотреть решение о переводе. Учреждение, по сути, состоит из двух частей: санаторно-лесной школы "Солнышко" и непосредственно школы-интерната. Так вот против передачи санаторной школы в ведение департамента соцзащиты родители не возражают и считают это оправданным шагом — ее можно будет использовать в целях реабилитации всех категорий детей-инвалидов. А вот специальную коррекционную школу — единственную в своем роде на всю Москву, настоятельно просят оставить в подчинении образовательного ведомства. Их пугает неизвестность, а молчание официальных ведомств о дальнейшей судьбе учреждения лишь нагнетает ситуацию. Останется ли школа школой? Кто будет курировать образовательную составляющую? Будет ли у учителей идти педагогический стаж? Какой документ получат дети по окончанию данного учреждения? Смогут ли сдавать ЕГЭ? Поступать в вузы? Вопросы звучат, но ответов пока нет.

    Еще не в соцзащите, но уже не в образовании. В такой ситуации добиться четкой позиции в отношении учреждения у официальных ведомств довольно сложно. Дело в том, что соглашение о передаче школы из одного ведомства в другое еще не подписано, пояснили "Росбалту" в пресс-службе департамента образования. В департаменте соцзащиты от комментариев воздержались. Единственное, что удалось выяснить педагогам коррекционной школы — в системе соцзащиты создается специальный отдел по образованию, который, видимо, и будет курировать образовательную деятельность.

    О возможных последствиях смены учредителя корреспондент "Росбалта" поговорила с экспертами. Что касается образовательных программ, то, по словам директора Московского центра качества образования Алексея Рытова, это напрямую зависит от лицензии на образовательную деятельность, которая выдается департаментом образования. Если лицензия на реализацию программ среднего общего образования у учреждения есть, ни для педагогов, ни для учащихся ничего не изменится. Выпускникам, по-прежнему, будут выдаваться аттестаты государственного образца, а за условиями образовательной деятельности будет строго следить столичное управление Рособрнадзора.

    Эксперт по законодательству в сфере образования Анна Вавилова также считает, что ведомственное подчинение никак не повлияет на то, какой документ об окончании учреждения будет выдаваться выпускникам. Ведь вузы в России также находятся в ведении самых разных министерств, начиная от медицинского и заканчивая сельскохозяйственным, и это никак не сказывается на качестве образования.

    "Учреждение остается образовательной организацией, хотя и подчиняется другому департаменту. С точки зрения правовой, кто конкретно осуществляет функцию учредителя в данном случае для самой школы совершенно не важно. Это лишь вопрос управления и финансирования", — заметила эксперт.

    Некоторую ясность внес директор коррекционной школы-интерната №1 Константин Кравцов. В интервью "Росбалту" он рассказал, что вопрос о том, как будет называться учреждение, пока решается, но как заявили директору школы чиновники, менять название совсем не обязательно.

    "Лицензия у учреждения останется, и оно продолжит оказывать образовательные услуги на прежнем уровне", — подчеркнул директор. Более того, по словам собеседника агентства, никакого сокращения образовательной составляющей в пользу реабилитации в учреждении не будет.

    "Реабилитация просто будет расширена в работе. Значит, надо будет серьезно поработать с учебным планом. Будем совершенствовать его до той степени, чтобы и образованию, и реабилитации нашлось время", — отметил он. Кравцов пояснил, что, возможно, на реабилитацию будет отведено больше времени, чем раньше, и она будет дополнительно профинансирована. При этом он не стал отрицать, что реабилитации, которая проводилась в учреждении до перехода в соцзащиту, было вполне достаточно.

    "Не понимаю, почему все решили, что образование в школе станет хуже. Пока я директор, я не могу этого позволить. Сейчас всех распределяют по основной линии деятельности. Даже образовательные учреждения, относящиеся к министерству спорта, дают документы о среднем образовании, и это никому не мешает поступать в вузы", — заявил директор. Что касается педагогов, то, по словам Кравцова, волноваться им не о чем — педагогический стаж у работников учреждения сохраняется.

    Продолжит работу и музыкальная школа, которая существует при образовательном учреждении. "Мы вообще менять ничего не собираемся пока. Родители боятся, что реабилитация займет больше времени, чем обучение. Это произойдет только в том случае, если у нас изменится контингент", — заключил собеседник . Словом, от перехода школы в другое ведомственное подчинение хуже никому не станет.

    В этом смысле с директором согласилась член ОП РФ Диана Гурцкая. "Я хорошо знаю, как работают и департамент образования, и департамент соцзащиты, поэтому, на мой взгляд, отношение к людям с ограниченными возможностями в департаменте соцзащиты на порядок лучше, чем в образовательном ведомстве", — заметила собеседница агентства. Основная проблема, по мнению Гурцкой, заключается в отсутствии конкретики со стороны официальных структур о том, что ждет учреждение в системе соцзащиты.

    Пока чиновники разбираются с бумагами, родители рассылают обращения и организуют митинги. Удастся ли им добиться отмены решения? Прислушаются ли к ним представители власти?

    "Нельзя людей делать счастливыми насильно. Если управляющий совет единогласно требует сохранить интернат именно в системе образования, мы обязаны прислушаться и сделать так, как хотят родители", — убежден Олег Смолин.

    Анна Семенец

    Похожие новости
  • "У нас вся инклюзия заключается в строительстве пандусов"
  • Коррекционное образование: переименовать и забыть?
  • Вывод из контингента
  • Я такой же, как все!
  • Диана Гурцкая: "Ничего не пугайтесь!"
  • Родители, обучающие детей дома, просят выплачивать им школьные деньги

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.