Иностранный опыт: Шесть городских проектов для инвалидов


    Лифты без стен, умные тумбочки на кухне, переносные пандусы и грядки с местом для коляски — The Village собрал шесть ярких идей, которые делают жизнь в городах удобнее для инвалидов.

    Представления о безбарьерном городе обычно сводят к формуле «пандус, чтобы преодолеть несколько ступеней, лифт, чтобы спуститься в метро, и откидная платформа в автобусах». Это очевидные и правильные решения, которые работают во многих странах уже не первый год. Опираясь на эти принципы, Япония добилась репутации идеальной для проживания людей с ограниченными возможностями страны. Но сами колясочники полагают, что этого недостаточно. The Village нашёл шесть небанальных проектов и инициатив, которые делают жизнь инвалидов в большом городе проще.

     

     

    Берлин

    В 2008 году Германия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов и сегодня пытается выполнить все предписанные ею требования. В начале 2013 года Берлину присвоили звание «Город без барьеров», но не за уже проделанную работу, а лишь за ту, что предстоит выполнить. Более 20 лет Берлин активно занимается проблемами доступности, но сегодня не входит даже в десятку самых удобных для инвалидов городов. Звание вручили за стремление изменить ситуацию — как стимул для городских властей и инициативных групп. 

    Идея проекта Wheelmap родилась, когда нескольким друзьям надоело ходить в одно и то же заведение только потому, что в нём есть пандус. Интерактивная карта функционирует по принципу открытой базы данных — дополнить и изменить её может каждый. На плане города отмечено большинство заведений и важных объектов — пользователю нужно лишь маркировать их, сообщив таким образом о доступности или недоступности для людей на колясках. Любому объекту можно присвоить один из трёх цветов: зелёный — место полностью оборудовано для маломобильных (пандус, лифт, большие помещения, специальная уборная), жёлтый — частично адаптировано и может потребоваться посторонняя помощь и красный — в это место инвалиду не попасть. В проекте использована бесплатная OpenStreetMap. За три года существования Wheelmap собрал сведения более чем о 340 000 мест по всему миру, хотя большинство из них всё же находятся в Германии, где проект сегодня наиболее известен.

    У берлинских зданий специфическая архитектура: на входе почти всегда есть одна-две ступеньки. Это незаметно большинству жителей, но представляет препятствие для колясочников. При этом из-за узости улиц установка пандусов в большинстве случаев невозможна. Ситуацию решили исправить члены организации Sozialhelden (в переводе — «герои-общественники»). Они запустили акцию по сбору денег для покупки 1001 складной рампы, после чего раздали их всем желающим владельцам заведений. Популярную инициативу продолжают до сих пор: человеку на коляске достаточно просто постучать в дверь и попросить вынести ему устройство. Рамп стало больше «тысячи и одной» уже через 11 месяцев после запуска проекта. Впрочем, такую рампу можно использовать, только если препятствие не выше 25 сантиметров. 

    Музей Боде знаменит не только обширным собранием византийского искусства и нумизматическим залом, но и современной безбарьерной системой. В ходе шестилетней реконструкции установили несколько лифтов и подъёмных конструкций, позволяющих добираться почти в любую часть музея, обходя лестницы. Но наибольший интерес представляет устройство у главного входа. Осознавая, что здание музея является ценным образцом архитектуры необарокко, власти города решили не надстраивать пандус, а спрятать его внутрь главной лестницы. Под гранитным покрытием и ступенями установлены два скрытых механизма, на поверхности остаётся лишь небольшой пульт управления. При запуске системы из-под земли поднимается страхующее ограждение, ступени при этом превращаются в ровную площадку-мостик. Ещё одно нажатие — и на месте платформы вновь обыкновенная гранитная лестница. Вторая такая же конструкция установлена за воротами музея, перед главным входом — она несколько меньше, так как преодолеть необходимо лишь три ступени.

    Другие страны

    Япония, Токио

    В России всё ещё обсуждают установку отдельных подъёмников, созданных исключительно для инвалидов, а в метро Токио уже функционируют эскалаторы, которые одновременно могут перевозить пассажиров разной степени мобильности. При необходимости подъёмник переводят в специальный режим — несколько ступеней объединяются в одну платформу и движутся синхронно до остановки. В это время остальная часть эскалатора работает в прежнем режиме. 

    Чтобы пассажир на колёсах случайно не скатился, у края временной площадки автоматически выдвигаются блокирующие упоры. Для того чтобы перевести эскалатор в такой режим, нужна помощь сотрудника метрополитена, а само лестничное полотно необходимо остановить на несколько секунд. Возможно поэтому чаще всего маломобильные токийцы предпочитают спускаться в метро с помощью лифта. 

    Франция

    Группа французских художников и архитекторов придумала специальную клумбу Terraform. Она располагается на уровне стола, поэтому до неё легко дотянуться. Этим простым приспособлением часто интересуются и пенсионеры, которым сложно сгибаться над грядками в огороде, но создана оно специально для тех, кто пользуется инвалидной коляской. В её основе — элементарная конструкция: три деревянные стенки и пластиковая основа специальной формы, сделанная из вторсырья, специально обработанного полиэтилена.

    Работа над проектом ведётся уже три года, но Terraform всё ещё находится в экспериментальной стадии. Команда совершенствует отсеки для хранения инвентаря и интегрированную систему полива. Этот механизм уже сейчас используют в домах престарелых и реабилитационных центрах. Доставка осуществляется лишь по Европе, но авторы настаивают на том, что дизайн клумбы можно легко воспроизвести — на сайте они дают инструкцию по сборке и подробное описание конструкции.

    Финляндия

    В Хельсинки представлена выставка, наглядно демонстрирующая, как можно адаптировать собственную квартиру для жильцов всех возрастов и степеней мобильности. Например, дом оборудован сенсорами, которые поднимают тревогу, если обнаружат, что человек упал. Места для хранения на кухне, в гостиной и в спальне легко открываются стуком и трансформируются под любой рост. Среди других полезных приспособлений — портативный кран, который может перенести малоподвижного человека из коляски в кресло или на кровать, система голосового управления электронными приборами и домашние лестничные лифты. Для тех, кому некомфортно содержать домашних питомцев, но прописана терапия с помощью домашних животных, существует робот-питомец. Это механический белёк, который ведёт себя как живой — реагирует на температуру, прикосновения, свет, голос, положение окружающих объектов и отзывается на собственное имя.

    Выставка регулярно обновляется, часть технологий со временем заменяются на более совершенные. Здесь можно потренироваться и научиться взаимодействовать с отдельными устройствами, а потом заказать их установку их себе в квартиру. Обойдётся это, правда, недёшево, но в Финляндии такие покупки часто спонсирует государство.

    Даня Тристан

    Источник

    Похожие новости
  • Лифты для инвалидов в метро
  • Не надо жалеть сильного человека - он прорвется
  • Метро для всех
  • Convertible - складывающийся пандус для узких лестниц
  • Инвалидам вход запрещён?
  • Все через пандус

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Название этого сайта(русскими буквами)?

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.