Более 2 тыс. объектов транспортной инфраструктуры Самарской области не приспособлены для инвалидов


    В Самарской области более 2 тыс. объектов транспортной инфраструктуры не приспособлены для инвалидов. По мнению экспертов, такая ситуация противоречит положениям Конвенции о правах инвалидов.

    В ближайшее время специалисты регионального министерства социально-демографической и семейной политики совместно с представителями общественных организаций инвалидов проведут мониторинг объектов дорожной инфраструктуры, нуждающихся в установке технических устройств и пандусов.
    По городу на ощупь

    Житель Самары Борис Клименко, слепой от рождения, несколько десятилетий передвигается по городу с помощью белой трости и неравнодушных людей. Признается, что чувствует себя на улицах вблизи дорог довольно уверенно, ведь за столько лет досконально изучил местную транспортную схему. Являясь баянистом сразу в нескольких ансамблях, он вынужден бывать почти каждый день в разных местах: с улицы Пензенской добираться в Куйбышевский район. Там, в Центре соцобслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, музыкант аккомпанирует хору ветеранов, а также в Центре внешкольной работы "Общение поколений" играет в ансамбле народной песни "Прялица". На пути следования от дома до остановок ему знакомы едва ли не все дорожки, переходы и лестницы.

    "За много лет я научился ориентироваться в пространстве и прибегать к помощи прохожих только при переходе дороги, - поделился он, - Надо отдать должное нашим общественникам и властям, что в большинстве социальных учреждений есть пандусы, рядом находятся звуковые светофоры. На последние я, кстати, не полагаюсь. Всегда прошу, чтобы меня перевели на другую сторону улицы. Надо признать, что транспортная инфраструктура города, за редким исключением, не приспособлена для незрячих и маломобильных людей. Рассчитывать надо только на себя и на помощь окружающих".

    Борис Клименко также сетовал, что муниципальный транспорт ходит не так часто, как бы этого хотелось обладателю социальной сезонки. По его словам, водители нередко закрывают двери перед слепым человеком, не расслышав его вопроса о номере маршрута автобуса. Кроме того, они часто попросту не считают нужным объявлять остановки.

    И еще вместе со своими соседями он уже более 15 лет безуспешно добивается установки светофора на пересечении улиц Урицкого и Пензенской. В качестве альтернативы дорогостоящему светофору люди предлагают перенести пешеходный переход ближе к трамвайной остановке. Но и эта просьба пока остается не выполненной.

    В такой же стрессовой ситуации на улицах города оказываются около 30% жителей губернии. Именно столько в регионе проживает маломобильных граждан, для которых адаптация окружающего пространства к их возможностям чрезвычайно важна. Вопрос приобретает еще большую остроту с учетом данных областного ГАИ. По сведениям ведомства, в области каждое третье ДТП связано с наездом на пешехода, каждое 11-е - с наездом на человека на пешеходном переходе. За прошедший месяц зафиксировано более пятисот таких случаев.

    Санкции за недоступность

    В области последние четыре года для удобства инвалидов постепенно приспособляются муниципальный транспорт, объекты транспортной инфраструктуры и прилегающие к ним территории. Темпы их оснащения требуемым оборудованием не столь высоки.

    Для маломобильных граждан оборудовано чуть больше семисот таких объектов, это около 24%. Например, в Самаре, по данным гордепартамента соцподдержки, за три года на 36 светофорных комплексах установлены 48 звуковых приставок. В сентябре на городские линии вышли восемь новых низкопольных трамваев с выдвижными пандусами.

    В настоящее время в адаптации нуждаются более 2 тыс. объектов губернии. Значительное отставание показателей от потребностей эксперты объясняют тем, что основное внимание властей пока сосредоточено на обеспечении доступности зданий, и дело тут не только в недостатке финансирования. Как пояснил представитель министерства социально-демографической и семейной политики области Константин Кириенко, в заявках на участие в профильных программах муниципалитеты, как правило, ограничиваются установкой поручней и пандусов, хотя этого явно недостаточно для создания безбарьерной среды. Кроме того, по его словам, немаловажная проблема - то, что органы соцзащиты не имеют законных оснований для участия в приемке строящихся и реконструируемых объектов, а ведь ни для кого не секрет, что предусмотренные проектами элементы доступной среды нередко так и остаются на бумаге.

    "Проекты будущих объектов проходят согласование в органах соцзащиты по вопросам создания на их территории доступной среды для инвалидов, - отметил он. - В 2012 году такое одобрение получили 294 проекта. Однако многие сооружения в области возводятся без каких-либо согласований, а, значит, совершенно не приспособлены для маломобильных граждан. К примеру, в Самаре на улице Куйбышева на участке от Красноармейской до Пионерской только один перекресток напротив Главпочтамта соответствует всем требованиям доступности, а ведь улица отремонтирована совсем недавно".

    Кириенко добавил, что собственники часто стараются пренебречь этими мероприятиями для удешевления проектов. Это касается и парковок, где часто не соблюдается требование предоставления инвалидам 10% мест, обозначенных специальными дорожными знаками. Он уточнил, что, по действующему законодательству, заказчик сам принимает решение о том, будут ли в его объекте находиться инвалиды или нет. По его мнению, проблема отсутствия механизма, обеспечивающего выполнение программных мероприятий, требует незамедлительного решения.

    "Согласно Конвенции о правах инвалидов, на федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в 22 нормативных документа, - сказал эксперт, - В их числе - увеличение суммы штрафа за "недоступную среду" с 20-30 тысяч рублей до 100 тысяч рублей. На мой взгляд, эти санкции обяжут собственников объектов создавать условия для маломобильных людей". 

    К слову, в рамках государственной программы по созданию доступной среды в Самарской области, принятой 27 ноября на заседании регионального правительства, в течение ближайших двух лет планируется оборудовать для доступа маломобильных граждан почти 900 объектов социальной инфраструктуры губернии.

    Обратная связь

    "При разработке программ по созданию доступной среды необходимо, прежде всего, интересоваться мнением целевой аудитории, - уверен главврач Самарской областной офтальмологической больницы им. Ерошевского Андрей Золотарев. - Если наладить обратную связь с представителями профильных общественных организаций, можно определить приоритетные направления и с минимальными затратами добиться наибольшего эффекта. Например, можно начать с изготовления светоотражающих стикеров для пешеходов. Не надо забывать и о том, что общественные организации имеют возможность привлекать средства как регионального, так и федерального бюджетов при проведении своих акций".

    Председатель областной организации "Всероссийского ордена трудового знамени общества слепых Анатолий Казанцев отметил, что, невзирая на малые показатели, в губернии за последние два года сделано немало для создания доступной среды.

    К примеру, на Самарском железнодорожном вокзале установлены подъемники для людей в инвалидных колясках. Платформы оснащены тактильными полосами безопасности. По предварительной заявке сотрудники вокзала могут сопровождать слабовидящих и незрячих до вагона. На Куйбышевской железной дороге курсируют 35 вагонов со специальными купе. Для слепых и слабовидящих пассажиров низко расположены выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, предоставляющим необходимую информацию. Таких пассажиров может бесплатно сопровождать в пути собака-поводырь.

    По словам Анатолия Казанцева, муниципалитеты выполнили 95% поданных обществом заявок по оснащению транспортных объектов техническими средствами для помощи слабовидящим.

    "В регионе проживает примерно 4 тыс. инвалидов по зрению, из них две трети - в городах. Так, в Самаре и Тольятти установлено уже более 60 специализированных светофоров со звуковым сигналом, то есть оборудовано более 90% наиболее значимых для незрячих людей перекрестков, - пояснил он. - Между тем, актуальными остаются проблемы покрытия дорог и тротуаров, неудобного размещения пешеходных переходов и остановочных пунктов. Кроме того, необходимо заняться вопросом безопасности на дорогах во дворах, так как там движение транспорта становится все более интенсивным".

    Константин Кириенко, главный консультант управления реализации государственной политики по социальной защите инвалидов министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области:

    "В губернии четвертый год ведется работа над приспособлением объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных граждан. На данный момент в регионе необорудованными остаются больше 2 тыс. объектов. Подавая заявки на участие в программах, муниципалитеты обычно ограничиваются пандусами и поручнями, не учитывая внутренние помещения и прилегающую к зданию территорию. Согласно конвенции о правах инвалидов, мы обязаны создавать условия, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не испытывали неудобства в перемещении. Собственники объектов часто стараются пренебречь мероприятиями по созданию доступной среды. В соответствии с изменением федерального законодательства предполагается увеличение штрафов за недоступную среду с 20-30 тысяч рублей до 100 тысяч рублей".

    Анатолий Казанцев, председатель областной организации "Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени общества слепых":

    "Вопрос безопасности на дорогах людей со сниженным зрением и слепых стоит очень остро. В 2014 году в рамках городской программы планируется реализация пилотного проекта нашей организации по локальному внедрению в Самаре системы "Говорящий город", активно развивающейся в Санкт-Петербурге. Предполагается установить информаторы в транспорте и остановочных павильонах на одном из наиболее востребованных незрячими людьми маршруте трамвая № 1, в зоне которого находятся три места их компактного проживания, одно из мест работы, а также городская и областная профильные общественные организации. Слепые и слабовидящие будут обеспечены переносными радиоустройствами. Стоимость проекта оценивается в миллион рублей".

    Татьяна Пашинская

    Похожие новости
  • Москва безбарьерная
  • Эксперт: доступная среда в регионах нужна не только инвалидам
  • Безбарьерную среду для инвалидов в Сочи планируют создать к сентябрю
  • К 2017 году Омск станет доступнее для инвалидов
  • В России проведут мониторинг доступности услуг для инвалидов
  • Проводников российских поездов будут обучать работе с инвалидами

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.