Инклюзивные барьеры. Большинство челнинцев не хотят, чтобы в классах учились вместе здоровые и больные дети


    В Челнах начали распространяться слухи, что коррекционные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья закроются, а все ребята, обучавшиеся там, будут направлены в обычные массовые школы.


    Очевидно, что толчком к распространению таких разговоров стало внедрение республиканской программы «Доступная среда». Еще летом премьер-министр республики РТ Ильдар Халиков сообщил, что в ее рамках в ближайшее время 25 процентов учеников коррекционных школ будут учиться вместе со всеми детьми в обычных школах. Для реализации данного проекта правительство Татарстана определило 35 школ. Их дополнительно оборудуют в соответствии с потребностями детей с ограниченными возможностями.

    Но, начав разбираться в этом вопросе, мы выяснили, что, во-первых, в Челнах никто не собирается закрывать коррекционные школы. А во-вторых, часть ребят с ограниченными возможностями здоровья уже давно учится в обычных классах, и их число год от года увеличивается, но не потому, что так диктует программа «Доступная среда», а потому, что их родители считают нужным не лишать собственных детей нормального общения со сверстниками и хотят дать им возможность стать полноправными членами общества.

    Статистика по Челнам такова: 998 таких ребят посещают коррекционные школы. Их в нашем городе восемь: три для детей с отклонениями в умственном развитии, две предназначены для ребят с нарушениями зрения, слабовидящих и незрячих, одна - для детей с ДЦП, одна - для детей с нарушениями слуха и еще одна - для детей с нарушениями речи.

    А вот 211 ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся в массовых школах. Для сравнения: в 2009 году их там было 115. Причем число ребят с ограничениями по здоровью за эти годы оставалось примерно на одном уровне, так что рост количества таких детей в массовых школах обусловлен решением семьи.

    Но насколько оно рационально? Понятно, что в школах для них должна иметься доступная среда. В Челнах ее имеют три образовательных учреждения – школа №60, гимназия №77 и школа №56. Кроме того, определенную подготовку должны иметь и педагоги. В рамках программы доступная среда педагоги общеобразовательных школ проходят обучение. Сейчас в Челнах его прошли чуть менее 20 учителей.

    В фонде «Дети ДЦП» нам сказали, что, несмотря на нехватку коррекционных педагогов и дефектологов в обычных школах, многие родители хотят водить своих детей в массовые школы, потому что влияние сверстников очень благоприятно сказывается на ребятах.

    - Знаю, что здоровые дети в классе бывают рады такому общению. Наглядное подтверждение тому - пример Степана, мальчика с диагнозом ДЦП. Ему одноклассники рады, воспринимают его отлично. А сам Степан вполне социализировался. Так что, если у ребенка сохранный интеллект, родители хотят, чтобы он учился в общеобразовательной школе, – это только приветствуется. Да и коррекционная школа «Омет», работающая с детьми нашего профиля, не резиновая, всех детей с диагнозом ДЦП она принять не может, - сказала нам руководитель благотворительного фонда «Дети ДЦП» Танзиля Егорова.

    А вот мама девочки с диагнозом ДЦП Наталья Филипова считает, что не все так радужно.

    - Здоровые дети часто бывают жестоки к детям-инвалидам. Но это не вина школьников. Это проблема взрослых, которые не привили им доброты. Вообще, учебное заведение – это школа выживания порой и для здоровых детей, просто наши более ранимы из-за своего физического состояния, - сказала нам Наталья.

    Действительно, судя по опросу на сайте нашей газеты, более половины (53 процента) ответивших взрослых челнинцев не желают, чтобы в классах с их детьми учились ребята с задержкой умственного развития, 10 процентов вообще категорически против того, чтобы в массовых школах были ребята с ограниченными возможностями здоровья. Только 30 процентов согласны на такое соседство.

    Но родители здоровых детей должны понимать, что по закону «Об образовании» у всех без исключения детей есть право пойти в 1 класс обычной школы. И даже если окажется, что кто-то не усваивает программу из-за ограниченных возможностей здоровья, закон стоит на их стороне. И если родители скажут «нет» после рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии перейти в коррекционную школу, он будет учиться в прежнем классе.

    - Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах называется инклюзивным образованием, - пояснила нам директор Центра психолого-медико-социального сопровождения №85 Елена Егорова. Каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья по стандартам образования предоставляется выбор. Они могут учиться, во-первых, в общеобразовательной школе, во-вторых, в коррекционной школе, но по общеобразовательной программе, в-третьих, в коррекционной школе, но с меньшим уровнем базового программного материала, в-четвертых, в коррекционной школе по индивидуальной программе. Таким образом, коррекционные школы – это неотъемлемое звено этой системы, и об их закрытии говорить нельзя. Хотелось бы подчеркнуть, что бывают случаи, когда люди путают ребенка с умственными отклонениями с детьми с совершенно нормальным интеллектом, но с отклонениями в поведении. В этом случае порой мы слышим – уберите его из нашего класса, отправьте в коррекционную школу. Но все дети имеют право на образование и право выбора способа получения этого образования.

    Так может нам пора все же стать терпимее друг к другу? Научиться самим и научить собственных детей быть более милосердными?

    Кстати

    В челнинских школах растет число учеников с различными патологиями. Так, если в 2009 году слабослышаших там было всего 8 человек, то в этом году 28, с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 2009 году было 70 школьников, в 2013 году – 86, учеников с задержкой психического развития в 2009 году в массовых школах не было совсем, в 2013 году их обучается 46 человек.  

    Наталия Гарипова

    Похожие новости
  • Пойти в школу наравне с другими. Как сделать так, чтобы возможность учиться ...
  • Подопытные дети. Почему маленьких инвалидов лишают образования?
  • Один в классе
  • "У нас вся инклюзия заключается в строительстве пандусов"
  • Школа без барьеров
  • Доступная школа. Где и как учатся дети-инвалиды?

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.