Радоваться жизни: другого выбора нет


    Девятиклассник из деревни Хотетово Свердловского района поедет на Паралимпийские игры в Сочи как один из победителей уникального Всероссийского конкурса детских новелл «Класс Мира».


     Из 146 работ, присланных со всей России девочками и мальчиками с ограниченными физическими возможностями, жюри отобрало всего 10. Среди них — новелла о спорте хотетовского школьника Астамира Грабаря.

    Когда мы с социальным педагогом Оксаной Черняковой приехали в гости к орловскому победителю, он смотрел по телевизору передачу, посвящённую олимпийским хоккейным матчам, и искренне негодовал.

    — Меня возмущает персональный стиль игры некоторых хоккеистов, — рассуждал он, как настоящий профессиональный комментатор. — У них нет игровой связи, не хватает игровой дисциплины. Когда смотрел по телевизору матчи наших хоккеистов на Олимпиаде, я страшно переживал и злился одновременно.

    Астамир не просто заядлый болельщик, он большой знаток спорта. Знает не только всех спортсменов, но и биографии их изложит без запинки и самые интересные моменты соревнований прокомментирует. С удовольствием следил за соревнованиями лыжников, биатлонистов, керлингистов.

    — Разве интересно наблюдать, как бегут лыжники? Разве не скучно? — провоцирую Астамира.

    — Да что вы! Если в этом разбираешься, а я разбираюсь, то ой какая зрелищная и захватывающая картина! — отвечает парень.

    Ему и в конкурсе «Класс Мира» помогла победить большая любовь к спорту. И, конечно, его творческие способности. Хотя мама Наталья не помнит, чтобы сын увлекался сочинительством. Разве что школьные сочинения писал. А вот учительница надоумила его попробовать себя в прозе, тем более что по условиям конкурса требовалось отразить в новелле спортивную тему.

    Попробовал. Отправил. Через несколько дней звонок на мобильный.

    — С кем имею честь говорить? — спросил Астамир.

    Я заметила, что манера разговаривать корректно, нарочито вежливо и как-то по-взрослому для него — привычное дело.

    — Это из проекта «Класс Мира». Скажите: при каких обстоятельствах вы написали свою новеллу? — спросили на том конце провода.

    Организаторов конкурса поразили ясность суждений мальчика и смелые критические высказывания. И хотя Астамир по состоянию здоровья не может заниматься спортом, он невероятно точно вошел в образы своих героев, поэтому поверить, что автор никогда сам не гонял мяч, было сложно.

    Астамира пригласили в Сочи, где собрались 10 победителей со всей России. Они должны были подготовить спектакль из своих пьес, написанных там же, в Сочи. Орловский школьник написал пьесу «Схватка» о хоккейном матче. Произведения ребят немного корректировали профессиональные драматурги, но основная работа оставалась за детьми.

    Коллективный спектакль поставили на сцене московского театрального центра «На Страстном». Играли известные актеры театра и кино. Здесь Астамир познакомился с актером Андреем Мерзликиным, который в его пьесе играл одного известного спортсмена. Зрители тепло приняли спектакль и его авторов.

    Перед новогодними праздниками в семье Грабарей случилась неприятность: сломался телевизор. Звук есть, а изображение исчезло. Астамир расстроился. Теперь не насладишься интересным матчем, не посмотришь любимые документальные передачи. Мама успокаивала, мол, немного потерпим, а там как-нибудь в кредит купим новый. Конечно, придется затянуть пояса потуже, но что поделаешь.

    Об этом узнал Андрей Мерзликин и решил сделать орловскому «драматургу» новогодний сюрприз. Доставить подарок попросил своего друга, который живет в Орле.

    И вот однажды в дом Грабарей приехал молодой человек. Сначала он внёс четыре увесистые пакета с фруктами и прочими вкусностями, потом — огромный плазменный телевизор. Астамир и его мама оторопели. Сюрприз получился по-настоящему неожиданным.

    — Давно я не видела сына таким счастливым, как в тот день, — вспоминает Наталья. — Но в то же время мы были смущены, всё-таки вещь дорогая, нам бы такой телевизор никогда не купить.

    Астамир позвонил Мерзликину, поблагодарил, добавив, что испытывает неловкость, так как не привык получать такие шикарные подарки. На что Андрей рассмеялся и ответил искренне и просто: «Человеку с такой широкой душой нельзя смотреть такой маленький телевизор».

    С тех пор Астамир говорит, что все футбольные матчи он смотрит, как будто сам сидит на трибуне среди болельщиков.

    Кроме спорта у мальчика ещё одно пристрастие — история. Девятиклассник Грабарь выходит за рамки дистанционных уроков, изучая события и персонажей не только по школьной программе.

    Особенно привлекает период правления Екатерины II, когда исторические события развивались порой вне всякой логики. Парню интересен и период домонгольской Руси, о котором до наших дней дошло очень мало фактов. Одно из любопытных предположений — до нашествия монголо-татар на Руси была поголовная грамотность, почти все умели читать и писать.

    Астамир учится в основном по системе дистанционного образования. В дневнике — пятёрки и четвёрки. Компьютерной техникой его обеспечили в соответствии с областной программой, которая позволяет детям с ограниченными физическими возможностями посещать уроки по скайпу.

    — Мне нравится, это очень удобно, — говорит Астамир. — Но, конечно, приходится готовиться серьёзно, ведь заранее знаешь, что к доске вызовут именно тебя!

    Когда я спросила парня о его заветной мечте, он долго не раздумывал, в своей обычной манере ответил быстро и конкретно:

    — Хочу, чтобы в нашей стране были сняты все проблемы, связанные со спортом и, конечно, чтобы развивался массовый спорт.

    Услышав ответ сына, мама Наталья не смолчала:

    — Опять про спорт? Ты бы лучше мечтал быть здоровым!

    — Я здоров, мама! — по-мужски твердо парировал сын.

    Так ответить мог только по-настоящему сильный волевой человек. Астамир недавно вернулся из Санкт-Петербурга, где перенёс очередную сложную операцию. Боль ещё мучает его, но парень держится.

    — Хочешь нормально жить — терпи боль, — убеждён парень. — Через усилия, через муки, но терпи. Надо научиться терпеть и радоваться жизни. У меня другого выбора нет.

    Скоро Астамир (дай Бог, чтобы ничего не помешало) уезжает на зимние Паралимпийские игры в Сочи. Мы договорились, что после возвращения он поделится своими впечатлениями с читателями «Орловской правды».

    Оксана Чернякова, социальный педагог областного центра дистанционного образования детей-инвалидов:

    — Очень интересный парень, с ним можно поговорить на любые темы, у него всегда есть своё мнение, и он умеет аргументированно его отстаивать. Я преклоняюсь перед его мамой Натальей Евгеньевной. Несмотря на все трудности, и мама, и сын умеют радоваться жизни. Живут небогато, но никогда не жалуются. Эти люди вызывают восхищение.

    Ирина Почиталина

    Источник: http://epressa.su/

    Похожие новости
  • Ты такой же, как я
  • Студентка, спортсменка и просто красавица!
  • В Сочи подводят первые итоги работы безбарьерной городской среды
  • Мутко: "Паралимпийский спорт стал одним из национальных приоритетов"
  • Сказка для взрослых
  • Форвард "Югры"
  • Расписаться на судьбе
  • Рыбалка - дело тонкое
  • Я такой же, как все!
  • Инвалидность - не препятствие

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.