Александр Монтов


    Героем этого материала стал Александр Монтов, спортсмен, актер, автор сценариев и режиссер фильмов «Другие люди», «День», «Стиратели». В нашем кратком описании не хватает только одной детали... которая кардинально меняет картину. В 2007 году Александр полностью ослеп.

    Александр Монтов

    Но это не помешало ему снять фильмы, которые уже покоряют международные кинофестивали.

    Впервые об Александре Монтове я услышала от его друга и коллеги Константина, с которым мы познакомились в небольшой татарской деревне под Екатеринбургом. История о незрячем режиссере из Сургута что-то перевернула во мне, даже само сочетание слов в голове не укладывалось. Первое интервью мы записали через Skype в 2012 году. С него началась наша дружба, которую я очень ценю.

    Еще одна особенность Александра – он удивительным и неведомым мне образом раскрывает людей, всю их подноготную за считанные минуты. Я не могу объяснить это иначе как внутренним зрением, которое пришло вслед за слепотой физической.

    О потере зрения и превращении в бэтмена

    «В 2007 году я потерял зрение совсем и насовсем. Я «тотальник». Так называют людей со стопроцентной потерей зрения.

    Честно говоря, даже не могу сказать, что стало самым трудным. Вообще, я как-то довольно легко справился в сравнении с другими людьми, своими коллегами по несчастью. Хотя опять же, слово «несчастье» на язык даже не ложится. Ну не чувствую себя несчастным. Понятно, что некий стресс был и какой-то период адаптации, и период принятия себя в новом свете тоже был, но не скажу, что я впал в депрессию. Меня не тянуло к алкоголю или к каким-то асоциальным поступкам, нет. Вообще, когда узнал, что все, скоро свет потухнет, вышел, выкурил сигарету и понял, что передо мной поставлена самим собой новая задача, которую я должен решать.

    На самом деле надо просто не жалеть себя и находить плюсы. В общем-то, мне было интересно по-своему. У меня просто довольно стрессоустойчивая психика, и такой исследовательский, что ли, познавательный склад ума. Я  получил некую возможность на себе изучить, как работает мозг и скрытые ресурсы организма.

    Очень интересно стала работать зрительная память. Я настолько четко начал позиционировать себя в пространстве, ну не скажу, что прям на 100%, но вся картинка мира, которая существует в воображении, стала синхронизироваться с движениями.

    Помню момент, когда я был зрячий, еще в школе учился, увидел передачу молодежную. Там гостьей была Диана Гурцкая. И я испытал какое-то странное ощущение, что подловил ее на лжи, когда вдруг она совершенно четко повернулась в сторону стакана с водой, который стоял рядом с ней на столике. Словно посмотрела на него и абсолютно точно его взяла, отпила и поставила. Я подумал: «Ага, так она видит». А теперь понимаю, насколько на самом деле это естественно, просто и нормально. Тем более, человек, который раньше видел, синхронизирует повороты головы и даже глаз в сторону предметов, которые ты видишь в своем воображении. Еще я стал слышать препятствия. Это происходит как в кино и, как правило, в те моменты, когда у тебя мозг максимально расслаблен. Например, идешь по улице и вдруг шарахаешься в сторону, и уже не удивляешься, как раньше, чего это меня дернуло - потом понимаешь, что ветка была. Руку протянул, пощупал, правда, ветка или труба какая-нибудь. Объяснить все это сложно. То есть максимальное сравнение, которое мог привести и я привожу в своем первом фильме - это воздух плотнее становится.

    В педагогический университет на факультет психологии я поступил уже будучи слепым. Много и курьезных случаев было. Сидишь на паре и слышишь, допустим, что ручка покатилась, где-нибудь там, на соседней парте… И ты одним движением так четко, хоп, поймал ее буквально около пола и, не поворачиваясь, возвращаешь хозяйке. В аудитории воцаряется тишина. Поначалу меня это забавляло, удивляло, было интересно, а потом привык. Посуду моешь, и вдруг падает рюмка, ты ее абсолютно четко подхватываешь за ножку, стряхиваешь аккуратно капельки и ставишь на полочку. Так плечами пожмешь сам себе, сам себе улыбнешься, думаешь: вот я бэтмен».

    О спорте

    «Я работаю в спорте, занимаюсь пауэрлифтингом, силовое троеборье. Занимался им еще зрячим. Раньше вообще много всего в жизни было: и единоборства, и борьба и парашютный спорт. Сейчас, когда ослеп, и надо было где-то найти себя, применить и как-то устроиться, - нашел себя в спорте. И не только я. У нас в городе есть еще ребята, которые занимаются, например, Виталий Телеш очень серьезно готовится к Сочинской олимпиаде и результат показывает. Это наша надежда зимних видов спорта».

    О кино

    «Если брать вообще мое увлечение видеосъемкой, монтажом, и спецэффектами как хобби, это началось почти со школы. Была у меня такая творческая реализация, и периодически это приносило даже какой-то доход. В свободное время я делал рекламные ролики, сам их придумывал. А когда ослеп, стало интересно попробовать сделать это в слепую: совместить картинку, которая рождается в голове, с реальностью.

    Началось все с очередного ролика - своего рода силовое шоу с байкерами. Конечно, по нынешним моим меркам было довольно просто и даже, наверно, примитивно снято и смонтировано. Но это стало очень важным для меня этапом: попробовал и получилось. Потом выложили в интернет этот ролик, получили какие-то отзывы, отклики. И причем нигде не анонсировал, что я слепой. В кадре просто парень в темных очках и все. Народу понравилось, мне понравилось, что народу понравилось, и я решил продолжать. Потом был фильм «Другие люди».

    Наверно, это был способ рассказать с одной стороны о себе, а с другой - на примере себя создать некий собирательный образ таких людей, как я. Хотелось и творчески реализоваться, да и попробовать сделать то, что никогда не делалось вслепую. Привлечь внимание к проблеме тоже хотелось, и показать, как оно на самом деле происходит. Ведь тема слепоты нередко муссируется в художественном кино, и интерес у публики вызывает, обрастает легендами. Мы знаем много примеров: «Сорви голова», «Затоичи» и так далее. А я попытался отобразить реальность, более того, с помощью спецэффектов мы постарались показать, как в действительности формируется у незрячего человека изображение, картинка. Фильм, как ни странно, с подачи журналистов, везде в интернете начали обзывать документальным. Я с этим категорически не согласен. Фильм, на мой взгляд, художественно-публицистический.

    Потом был фильм «День» - это уже полнометражная картина. Если в первом фильме тема слепоты и вообще мироощущения людей (слепых и не только), была через призму одного человека - меня, то второй фильм, уже полнометражный художественный снят об одном дне из жизни трех слепых друзей. Мы все играем там сами себя. А события, которые там умещены в один день, происходили, наверное, на протяжении лет двух, но, тем не менее, фильм полностью снят по реальным событиям. Мы их инсценировали и воспроизводили вплоть до мест, где они происходили.

    Этот фильм о ломке стереотипов в том числе. Он уже был представлен на Московском международном кинофестивале, фестивале Алексея Учителя «Послание к человеку» в Петербурге. Взял одну из наград на фестивале «Дух огня».

    Сейчас я активно работаю над третьим фильмом. Тематика инвалидов и слепых на втором фильме была закрыта. Все, что я хотел сказать миру от слепых или о слепых, я сказал. Добавить тут на самом деле нечего. Сейчас мне интересны новые творческие задачи».

    О главном

    «Потеряв зрение, человек лишается 80% информации, поступающей в мозг, и почти сто процентов друзей», - эта фраза звучит в фильме «Другие люди».  Да, такое происходит, и это хорошо. Опять же те самые плюсы, которые надо уметь извлекать. Это естественный отбор, который покажет, кто на самом деле тебе был другом, кто был близок, а кто нет. Да, были переживания, которые безжалостно в себе давил, мне есть на что тратить нервные клетки. И как-то, может быть, даже легче стало, что вот этого тянущего чувства какой-то обиды, досады, разочарования ты не испытываешь. Отпустил с миром и все… у них своя жизнь, у тебя — своя. Более того, я больше приобрел: старые друзья ушли, а новые появились. И появились, я считаю, люди, которые значат для меня сейчас намного больше, чем те друзья, которые были в тот период, когда я был зрячим. Здесь идет уже взаимодействие на уровне более глубоких тем и интересов. Общение по-другому строится. Это хорошо и опять же за это я тоже во многом благодарен слепоте.

    Что еще случилось в моей жизни благодаря слепоте? Я, наверное, гораздо больше доброты открыл в мире. Я вдруг понял, что передо мной в хорошем смысле все равны. Милиционер, бандит, бабушка, ребенок… при выходе из автобуса или при входе в метро руку подают все примерно одинаково. Поначалу, когда только ослеп, я отказывался от какой-то помощи, потому что это был удар по моей самостоятельности: я сам могу и т.д. Тактично, но людям отказывал. А потом понял, что я не хочу, и более того, нельзя пресекать в людях доброту. Потому что те зерна, которые в них есть, и те ростки, которые пробиваются -  это хорошо. В то время, как все вокруг твердят, что мир злой, люди как собаки... Доброта есть и ее надо поддерживать, взращивать. Поэтому теперь я принимаю помощь и благодарю за нее людей».

    Про курьезы

    «Курьезные случаи начались еще до того, как я ослеп тотально. Когда лежал в больнице, так получилось, что у всех в нашей палате (мы прозвали ее 911-я гвардейская), почему-то изначально ослеп один глаз. И мы решили организовать партию одноглазых, избрали себе председателя. Когда заканчивалась туалетная бумага, я шел и говорил: «Товарищ председатель партии одноглазых, разрешите начать заседание». Он отматывал мне рулон бумаги, вручал и говорил «Разрешаю заседать»… Дальше больше. Мы предложили деду, там с нами лежал справный такой дед — спортсмен. Мы думали, что ему лет 60, а оказалось что 80. Он всю жизнь в спорте, гиревик.

    Мы говорили: Дед на тебя там бабки глазом сверкают, ты давай, дерзай.

    Он говорит: Не, меня бабка убьет моя.

    Мы говорим: Ну чего терять, давай тогда вперед, самый глазастый, выходи вон в коридор, (а там очень много молодых практиканток-медсестричек), самую красивую как увидишь, ты как-нибудь семафорь нам. Мол, старенький уже, плохо видишь, нечаянно ей подножку - хоп. А тут как бы совершенно случайно мимо иду я и ее по-гусарски так ррраз, подхватываю: вроде как и спасаю, а вроде как и прижмусь нежно».

    Вероника Кузенкова

    Источник: Русский Репортёр

    Похожие новости
  • Паралимпиец Леонид Зубюк: «Если поставил цель – иди к ней»
  • Интервью с DiSi
  • Интервью с dimok20010
  • И воздастся тебе...
  • "Рисовать тогда я начал вроде как в шутку..."
  • Вторая попытка
  • Болливуд или Голливуд – кто кого
  • Судьба Моя
  • Небольшая история
  • Диагноз ДЦП

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.