Право на образование


    Право на образование10 июня в Общественной палате РФ прошли слушания на тему «Проблемы организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в дошкольных и школьных учреждениях». В ходе мероприятия участники обсудили вопросы, связанные с доступностью дошкольного и школьного образования для детей с ОВЗ, обеспечением качества образования в условиях реорганизации образовательных учреждений, инклюзивностью образования.

    Модератором мероприятия выступила председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова, которая открыла обсуждение с постановки основных проблем, связанных с образованием детей с ограниченными возможностями.

    «Наша Комиссия занимается правами людей-инвалидов. Доступность образования для детей с ограниченными возможностями – важная из них. Проблема доступности образования – это проблема очень многогранная. Мы изначально хотели поговорить о дошкольном образовании, но эксперты убедили нас в том, что все виды образования среди детей перекликаются в единую проблему. Какова она? Что делается для доступных электронных очередей. Эта тема сейчас поднимается и правительством, и президентом РФ»,  - обратилась к участникам слушания член ОП РФ.

    Заместитель Председателя Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Комиссии по социальной политике ОП РФ Елена Клочко отметила, что в последнее время были приняты ряд законов, которые не способствуют решению проблем по инклюзивности образования для детей с ОВЗ и инвалидов.

    «Вопросы доступного дошкольного и школьного образования очень тесно взаимосвязаны между собой. Новые принятые законы должны способствовать решению проблемы, но на деле получается не так. Надеюсь, что мы поработаем какие-то предложения и обсудим проблему», - сказала эксперт.

    Проблемы специального образования для детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день являются весьма актуальными. Во-первых, число детей с ОВЗ и инвалидностью неуклонно возрастает. Во-вторых, получение детьми с ОВЗ образования – это важное условие их дальнейшей социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества. Согласно Конституции РФ, ребенок с ОВЗ или инвалидностью имеет равные права на образования со всеми остальными детьми. При этом стоит понимать, что дети с ограниченными возможностями не всегда могут ходить в детские сады и школы наравне со здоровыми детьми, но их должны принимать. Для работы с ними необходимы квалифицированные педагоги, а также особый подход к каждому ребенку, так как заболевания у всех могут быть разными.

    В связи с актуальностью проблемы на площадке Общественной палаты с 16 мая начала свою работу горячая линия по вопросам устройства детей с инвалидностью в детские сады, инициированная членом ОП РФ Еленой Тополевой-Солдуновой. Дети с инвалидностью всегда находились в центре внимания Комиссии ОП РФ по трудовым отношениям и качеству жизни граждан. Горячая линия направлена на мониторинг проблем, связанных с доступностью дошкольного образования детей с ОВЗ в различных регионах, а также на решение проблем в этой области. Родители детей могут позвонить по темам нехватки специализированных дошкольных образовательных учреждений для детей с инвалидностью, невозможности устройства ребенка в обычный детский сад по причине отказа администрации, отсутствие в детском саду квалифицированных специалистов для работы с детьми-инвалидами.

    Елена Тополева-Солдунова призналась, что часто слышит о том, что специализированные учреждения закрывают, а в обычных детских садах, куда приходится ходить детям с ОЗВ нет специалистов для работы с ними.

    «Это комплексная проблема, которую еще никто не анализировал. С помощью горячей линии мы хотим услышать родителей, и понять в каких регионах проблема стоит наиболее остро», - заявила член ОП РФ.

    На основе полученных обращений граждан на горячую линию в ОП РФ было принято решение о проведении  данного слушания.

    Елена Клочко озвучила некоторые вопросы и жалобы, поступающие на горячую линию.

    –  Дети от 0 до 3 лет не претендуют на детские сады, но каким образом их определят психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК)?

    – ПМПК должны рекомендовать образовательный путь и специальные условия для обучения ребенку с ОЗВ. Но на практике эта мера превращается в то, что не только программу, но и образовательное учреждение опредляют ПМПК и направляет детей в соцзащитные организации;

    – Рекомендации ПМПК носят рекомендательный характер для родителей, но обязательный для учреждений, в которые они будут направлены. Но какой смысл в этих рекомендаций, если они делаются без согласия родителей. Он не подписывал и может не захотеть смысла . Какой в них тогда смысл;

    – Работа ППМК идет в отрыве от детей.

    Директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец выступила с небольшим докладом на тему «Организация и доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения», в котором представила некоторую статистику по дошкольному и школьному образованию детей с ОВЗ.

    По ее словам, примерно 10% детей получают компенсированное дошкольное образование, но лишь 0,5% детей с ограниченными возможностями вовлечены в инклюзивные учреждения. Такой маленький показатель не может радовать, но при этом за последние пять лет эта цифра выросла. Что касается школьного образования, тут эксперт отметила следующую тенденцию последних лет – число больных детей увеличивается, а количество коррекционных школ уменьшается. Всего сейчас 1708 коррекционных школ, в которых обучаются 211 000 человек. 3345 школ в РФ предоставляют инклюзивное образование.

    Светлана Алехина, директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ, проректор МГППУ, рассказала о некоторых проблемах, которые есть с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями.

    «Мы понимаем и относимся к понятию доступности, исходя из того, как оно было прописано в 1997 году в уставе Ассамблеи ООН, где были выделены девять критериев доступности. Доступность связана не только с архитектурными аспектами, это понятие гораздо шире. Сегодня очень много денег идет на программу «Доступная среда» и по-разному расходуются. Но проблема первая заключается вот в чем: 25% детей с ОВЗ не имеют инвалидности, а следовательно они не получают специального финансового коэффициента для доступности образования. Также не в каждую школу можно попасть. Пандусы есть далеко не везде, на второй этаж попасть порой тоже трудно. Получается, что школы оказываются иногда даже архитектурно не совсем доступны», - заявила эксперт.

    Председатель правления некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития, г. Тула Светлана Гусева затронула вопросы, связанные с инклюзивностью образования и роли ППМС-центров (Центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения)в этой проблеме.

    «Мы в последнее время переходим в поле практики. Но какими средствами и силами? Хочется опереться на свой опыт. Инклюзивное образование идет успешно там, где рядом есть ППМС-центры. Об этом свидетельствуют очень многие мониторинги. На базе ППМС-центров есть ПМПК. Только там, где ППМС вовлечены в инклюзию, там и работают ПМПК. Психологи, логопеды всегда будут уязвимы в обычных образовательных учреждениях. Если же они будут работать в ППМС-центрах, то  они не будут так уязвимы.

    Предметом деятельности ППМС центров являются особенности ребенка. Поддержка ученика учителем.

    Новый закон «Об образовании» практически лишает ППМС-центры всего того, что они смогли достигнуть. В новом законе об образовании нет ни статуса центров. Встает вопрос, а какую нишу займут ППМС-центры  в сфере нового образования?

    Терять ППМС-центры на этом вираже нельзя, нужно только развивать ППМС-центры. можно нагружать их ответственностью за инклюзию образования», - высказала свои соображения Светлана Гусева.

    Заместитель Директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации Ирина Терехина рассказала о приоритетных вопросах в сфере образования для детей ОЗВ, которые стоят перед Министерством образования и науки РФ.

    Эксперт признала, что проблем в этой сфере действительно много, но они постепенно решаются. Основные задачи, которые решает Минобрнауки:

    1)    Ранняя помощь. По словам Ирины Терехиной, министерство придает огромное значение этой программе. Идет совместная работа с министерством труда РФ над реализации моделей ранней помощи;

    2)    Совершенствование сети коррекционных учреждений образования. Родители сами должны выбирать вид образования (инклюзивное или коррекционное), поэтому коррекционные школы должны сохраняться;

    3)    Развитие инклюзивного образования;

    4)    Подготовка специалистов для работы с детьми. Во все программы подготовки педагогов будут вовлечены методы расширения квалификации. До 2015 года будут выпущено 24 000 специалистов по работе не только с обычными детьми, но и с детьми-инвалидами;

    5)    ППМС-центры должны обязательно сопровождаться ПМПК и находится в тесной связи с инклюзивным образованием.

    Во время слушания также обсуждались проблемы отдельных регионов, наиболее острой ситуация выглядит в Москве, в которой совсем недавно был самый высокий показатель доступности образования для детей ОЗВ.  Представители «Всероссийского Общества Глухих» обратились к экспертам с просьбой внедрения жестового русского языка в образовательные программы для инвалидов с младших классов. Ирина Терехина ответила, что этот вопрос сейчас как раз обсуждается в Минбрнауки, но при вынесении решения будет обязательным образом учтено мнение общественности.

    По итогам заседания было принято решение о создании рекомендательного письма по необходимым изменениям в действующее законодательство и иные нормативные правовые акты, которые усовершенствовали бы механизмы поддержки детей с ОВЗ и инвалидов на получение полноценного образования.

    Источник: Трибуна Общественной Палаты

    Похожие новости
  • На пути к развитию инклюзивного образования
  • В Крыму откроют инклюзивные школы для детей-инвалидов
  • Будем развивать спорт для инвалидов
  • Инклюзивное образование в Крыму и Севастополе
  • Дети инвалиды будут учиться в обычных школах
  • Интернат строгого режима
  • Коррекционное образование: переименовать и забыть?
  • Стандарт обучения для детей с особенностями развития создадут в 2014 г.
  • Естественное желание учиться и трудиться
  • Слушания в Общественной палате РФ: трудоустройству инвалидов помогут програ ...

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.