Аутизм: заболевание, но не приговор


    АутизмПо разным источникам, в нашей стране фиксируется от двух до шести случаев заболевания детей аутизмом на каждых 10 тысяч населения. Почему существует такой «перекос» в статистике распространенности умственной отсталости наших детей?

    Аутизм - тяжелая аномалия психического развития ребенка. Она преимущественно проявляется в нарушении контакта с окружающими, эмоциональным безразличием и стереотипностью деятельности. Одним из определяющих признаков такой болезни - появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. К сожалению, данные относительно распространения умственной отсталости у наших детей являются вдвое больше показателей стран Западной Европы. Почему у нас такая «плохая» статистика?

    В части у детей, находящихся на учете у психотерапевта, умственная отсталость предопределена определенным психическим заболеванием. Примером этого является аутизм, дефицит внимания и гиперактивность. IQ детей с некоторыми психическими расстройствами ниже нормы. Если таких детей не развивать, не уделять им должного внимания, отставание в развитии будет у них еще большим. Если аутизм обнаруживается до трех лет и специалисты сразу же начинают заниматься с детьми по специальным коррекционным программам, 70 процентов из них смогут свободно учиться в общеобразовательных школах. Если же с такими детьми не работать, то в 12–13 лет их легкая умственная отсталость может усугубиться и стать необратимой.

    Есть еще одна группа - дети с так называемыми специфическими задержками развития: речи, чтения, счета, орфографии... Например, задержка речи - это когда способность к общению шестилетнего ребенка находится на уровне трехлетнего. Но, когда страдает одна функция мозга, это не значит, что страдают другие. У ребенка с задержкой речи невербальный интеллект может быть вполне нормальным. Но этих детей нередко ошибочно причисляют к умственно отсталым и направляют в школы-интернаты. Эти заведения перечеркивают ребенку все жизненные перспективы.

    Сегодня психиатрам правильно диагностировать психические болезни у детей мешает прежде всего упадок системы подготовки детских психиатров в нашем государстве. Применяются старые алгоритмы диагностики и лечения. В западных странах дети с легкой умственной отсталостью учатся в массовых школах, дружат с ровесниками, усваивают определенные навыки. Ученики заботятся о «особенных» детях, у них формируется гуманное отношение к ним. Ребенок с умственной отсталостью адаптируется к обществу, а оно - к нему. Что является важнее - уметь жить в обществе или решать задачи по тригонометрии? Ответ для всех очевиден.

    Такие дети чувствительны к отношению со стороны окружающих. А наше общество к ним агрессивно настроено. Нередко бывает, что таких детей дразнят сверстники, а учителя могут повысить голос. Поскольку у детей с умственной отсталостью контроль над своим поведением низкий, они нестерпимо реагируют на ровесников и учителей. Но дети с умственной отсталостью бывают талантливые и способные. Диспропорции в развитии - обычное дело для ребенка с умственной отсталостью: ребенок не читает, не пишет, но зато с цифрами может делать феноменальные вещи. А некоторые умственно отсталые люди имеют тонкий музыкальный слух.

    Такое расстройство, как аутизм, нужно диагностировать в год-полтора, а умственную отсталость - с трехлетнего возраста. У нас с детьми до 3-летнего возраста работают педиатры, детские неврологи. Когда ребенку исполнится три года, он может быть направлен к детскому психиатру. Но для качественного обследования ребенка нужен психолог, дефектолог, психиатр. Поэтому врач часто успокаивает родителей, мол, ребенок перерастет. Или приписывает таблетки. Если правильно «работать» с таким ребенком, он сможет учиться в общей школе. Умственная недостаточность со временем скажется значительно легче. Детская психиатрия - это отрасль, где врачи никогда не говорят «никогда». Бесперспективных детей не бывает.

    В России детский психиатр – не престижная профессия. На Западе такие врачи - медицинская элита. Нам не нужны десятки тысяч психиатров. Основную работу должны выполнять педиатры, чтобы вовремя заметить патологии у ребенка и решить, что делать дальше. Детский психиатр должен быть вершиной пирамидально построенной системы здравоохранения детей.

    Опосредствованно на распространение умственной отсталости у детей влияют и экономические факторы. Если родители несостоятельны и не имеют работы, конечно, им не до реабилитации ребенка. Когда в стране неподобающее состояние здравоохранения матерей, акушерской службы, конечно, количество таких детей будет только увеличиваться. Но мы можем улучшить психическое здоровье детей за счет нормальной системы организации психиатрической помощи. Начинать следует с обучения специалистов, изменения регламента работы служб, финансовых потоков, скажем, финансировать не кровать, а сам случай.

    Похожие новости
  • Почему в России так много сирот
  • Дети сироты
  • Путин: проблема содержания детей-сирот в России важнее иностранных усыновле ...
  • Реакция общественных организаций на высказывания П. Астахова о детях-инвали ...
  • Особенности воспитания детей инвалидов
  • Признаки аутизма у детей

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Название этого сайта(русскими буквами)?

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.