Они просто все – дети. В школе Ангарска стерты границы между доступной и недоступной средой


    Принято считать, что они другие, что им нужны особый уход и забота. Но чем ребенок- инвалид отличается от просто ребенка? По большому счету ничем. Он также хочет общаться со сверстниками, играть, петь, рисовать и учиться. Больше всего на свете ребенок-инвалид мечтает жить нормальной жизнью и быть обычным ребенком. Бывает, что это невозможно, но в силах взрослых сделать так, чтобы эту дистанцию сократить, если они, конечно, этого захотят. 

    В Иркутской области не испугались и решились на новаторский метод инклюзивного образования, который позволяет детям, нуждающимся в особом уходе, общаться и учиться вместе с обычными детьми и забывать о том, что между первыми и вторыми существует разница. Результат не разочаровал, в одной из лучших в регионе школ в системе инклюзивного образования, средней школе №6 в Ангарске, где уже четыре года реализуется данная форма обучения, дети с ограниченными возможностями добиваются больших успехов, чем обычные ребятишки. Но самое главное, они чувствуют себя в общении со сверстниками намного раскованнее и увереннее, чем их куда менее удачливые собратья.

    - К примеру, в специализированном 8 «В» классе общий уровень успеваемости по русскому язык – 64%, а в обычном 40%, по информатике – 82% и 61%, по английскому – 64% и 56% соответственно, - говорит директор школы №6 Ангарска Инна Морозова. – Наши дети с ограниченными возможностями выступают на конференциях и олимпиадах, становятся призерами и даже победителями. Они усердны, очень любят читать, часто посещают школьную библиотеку. Также мы постоянно ведем мониторинг, как наши обычные дети относятся к детям с ограниченными возможностями, 80% из всех опрошенных нашей школы готовы принять их в свой класс.

    По словам директора, показатели успеваемости у детей с ограниченными возможностями, которые обучаются по соседству с обычными детьми, существенно выше. Во многом тому способствует атмосфера добра и тепла, которая царит в школе. Школьники общаются между собой и задорно смеются, они почти не замечают физических различий. «Мы все живем дружно, готовы всегда помогать нашим особенным товарищам», - улыбаясь, заметил восьмиклассник.

    - Четыре года назад это была обычная школа, а ребята с синдромом ДЦП обучались на базе детского специализированного учреждения №9, оно находится недалеко от нашей школы. В этом учреждении с детьми занимались только до четвертого класса, а потом их отправляли на домашнее обучение – рассказала Инна Морозова. – И вот однажды, расставаясь с очередным выпуском, мы задумались о том, как бы сделать так, чтобы не оставлять детей в изоляции.

    Идею внедрить метод инклюзивного обучения, то есть дать возможность детям, нуждающимся в особом уходе, обучаться рядом с обычными сверстниками, поддержали муниципалитет и родители. Была подготовлена специальная учебная программа об интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство школы. Муниципалитет финансировал проект два года, выделив 2 млн рублей. Школа была перепрофилирована и адаптирована под потребности детей-инвалидов, построены пандусы, поручни на стенах, расширены дверные проемы. Через два года ангарский проект попал в федеральную программу «Доступная среда».

    С 2011 года школа работает в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и обучает в двух классах детей с ДЦП. Школе присвоен статус инновационного образовательного учреждения в мегапроектах Иркутской области.

    f2e9de98448a184ea382db671799f61b.jpg

    По словам Инны Морозовой, в школе осуществляется интеграция детей в нескольких направлениях – два специализированных класса для детей инвалидов и включение детей-инвалидов в обычные классы. Также школа практикует домашнюю и дистанционную формы обучения. Если это необходимо, на одного ребенка применяется несколько форм. Подходящую программу выбирают родители вместе с ребенком.

    На сегодняшний день в школе учится 520 детей, 38 из которых с ограниченными возможностями здоровья, для них созданы три специализированных класса, двое из детей-инвалидов обучаются в обычных классах.

    Для обеспечения всем необходимым для обучения детей с ограниченными возможностями требуются значительные финансовые затраты, поэтому здесь за четыре года было потрачено около 5 млн рублей из муниципального бюджета, два года назад в рамках федеральной программы «Доступная среда» было выделено 2 млн федеральных средств, а в 2014 году школа выиграла грант в фонде «Обнаженные сердца» на детскую площадку стоимостью 1 млн рублей, и практически столько же было потрачено из муниципальных средств на ее установку.

    Спортзалы школы оснащены тренажерами, дети-инвалиды учатся ездить на специализированных трехколесных велосипедах, в кабинетах информатики установлено новое современное оборудование, которое было получено по федеральной программе. Это джойстики, которые заменяют мышь, и специальная клавиатура, с помощью которой дети-инвалиды могут выполнять письменные задания.

    Специально в штат работников школы после перепрофилирования были добавлены два тьютора - люди с педагогическим образованием, которые помогают детям-инвалидам во время учебного процесса, логопеды, психологи и медицинские работники.

    Удачный ангарский опыт был распространен и на другие территории региона. В Иркутской области в 2014 году было обустроено и оснащено специализированным оборудованием 55 школ с системой инклюзивного образования, предназначенной для обучения детей с ограниченными возможностями. На эти цели было выделено 70 млн рублей из федерального бюджета по программе «Социальная поддержка населения» на 2014 - 2018 годы» и 30 млн рублей из регионального.

    По словам министра образования Приангарья Елена Осиповой, практика, когда обычные дети обучаются в одном учебном заведении с детьми с ограниченными возможностями, полезна для обеих сторон. Те и другие учатся взаимопомощи, отзывчивости, взаимодействию в социуме, и ангарская школа тому яркое подтверждение.

    - Еще в 2011 году школ с инклюзивным обучением у нас в регионе было всего 13, тогда на их поддержку было потрачено порядка 9 млн рублей, а сейчас их уже 55, - сказала Елена Осипова. - Мы намерены и дальше расширять эту практику. До конца 2015 года в регионе еще в 20 школах планируется ввести систему инклюзивного образования. На данный момент решается вопрос финансирования. У детей с ограниченными возможностями в подобных школах расширяется мир, кругозор, нормально развивается процесс социализации, а это все крайне необходимо ребенку для дальнейшего становления как личности уже во взрослой жизни.

    Валерия Батутите

    Похожие новости
  • Магаданские дети-инвалиды изучают компьютерную грамоту и иностранные языки ...
  • Инвалиды попадут под инклюзив
  • Когда дети-инвалиды смогут учиться наравне со всеми?
  • Инклюзивное образование: доступные практики
  • В Подмосковье стартует пилотный проект по обучению особенных детей
  • Коляска у школьных ворот. Когда их откроют для детей-инвалидов?
  • В Крыму откроют инклюзивные школы для детей-инвалидов
  • Инклюзивное образование в Крыму и Севастополе
  • Дети инвалиды будут учиться в обычных школах
  • Инклюзивные барьеры. Большинство челнинцев не хотят, чтобы в классах училис ...
  • Инвалидность - не повод для изоляции
  • Минтруд: Пятую часть российских школ к 2016 году приспособят для детей с ин ...

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Название этого сайта(русскими буквами)?

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.