Разум, болезнь и чувства. О «Вселенной Стивена Хокинга»


    В российский прокат выходит мелодраматичный байопик знаменитого английского физика-теоретика, прицельно ориентированный на актерский «Оскар»

    Стивен Хокинг (Эдди Редмейн), невротичный британский юноша, учится в кембриджском докторате, катается на велосипеде, играет с соседом по комнате в шахматы и лениво думает над темой для диссертации.

    Однажды он случайно замечает в пабе студентку по имени Джейн (Фелисити Джонс) — немножко поболтав на лестнице, они уже не могут друг друга забыть и начинают видеться все чаще. Вскоре у Стивена обнаружат редкое заболевание — боковой амиотрофический склероз, также известный как болезнь Лу Герига. Врачи скажут, что жить ему осталось недолго, но Джейн это не испугает: последующие 30 лет она будет мириться с тем, что у мужа по очереди отнимаются все части тела, а разговаривать с ним становится все труднее. Ситуация осложняется тем, что у пары то и дело рождаются новые дети, а симпатичный церковный хормейстер, вызвавшийся поработать нянькой, слишком отзывчив и одинок: чем настойчивее он заглядывает Джейн в глаза, тем сложнее ей держать сердце на замке.

    Предоскаровский сезон богат на "правильные", добротно скроенные байопики великих людей: один за другим в прокат выходят два брата-близнеца, два программных актерских бенефиса — "Игра в имитацию" про Алана Тьюринга с Бенедиктом Камбербэтчем и "Вселенная Стивена Хокинга" с Эдди Редмейном. Чтобы все окончательно запутались, стоит добавить, что 10 лет назад Камбербэтч тоже играл Хокинга в телефильме для BBC2. "Хокинг"-2004 был посвящен исследованиям ученого в области теории большого взрыва, новый же поставлен по книге мемуаров его бывшей жены. Основная часть экранного времени уделена попытке доказать, что герой, несмотря на свой выдающийся ум и амиотрофический склероз, все-таки человек, который — какая неожиданность — может любить, грустить и подавать на развод.

    Как и в "Игре в имитацию", наука тут аккуратно ограничивается застольными беседами и сиюминутными озарениями — кому, в конце концов, интересно в сотый раз слушать пересказ знаменитым физиком краткой истории времени? Англичанин Джеймс Марш, прославившийся документальным фильмом "Человек на канате", а после снявший вторую часть чудесной трилогии "Красный райдинг" и неплохой шпионский триллер "Тайный игрок", перекладывает биографию Хокинга на мелодраматический лад. История рассказана с точки зрения супруги — она показательно страдает, мучается, терпит и пытается во что бы то ни стало сохранить отношения с человеком, которого когда-то любила. Жизнь с инвалидом полна трудностей, каким бы блестящим умом он ни обладал,— эта нехитрая мысль во "Вселенной Стивена Хокинга" аккуратно упакована в череду старомодных жанровых клише с кивками в сторону профессиональной деятельности героя. Вот он смотрит на написанный девушкой на салфетке телефон как на сложное уравнение, вот он смотрит на звезды, вот он смотрит на доску, исписанную формулами. В конце концов, вот весь фильм, подобно модели Вселенной, перематывается задом наперед и сжимается в точку в последнем кадре.

    Жизнь с инвалидом полна трудностей, каким бы блестящим умом он ни обладал,— эта нехитрая мысль аккуратно упакована в череду старомодных жанровых клише

    Марш пытается оживить образ человека, давно превратившегося в памятник, взглянув на его жизнь с нетривиальной стороны, сделав акцент не на уме, а на сердце, но в итоге все равно получаются говорящие картинки из книжки — эти люди одномерны и однозадачны. Редмейн убедительно кривляется, Джонс попросту нечего играть, потому что добродетель и вина — не самые кинематографичные чувства на свете. Это фильм про любовь, сделанный с трезвой головой и холодным сердцем: минуты счастья тут проиллюстрированы псевдолюбительской съемкой на "Супер 8", где герои обнимаются на фоне залитого ярко-желтым солнцем пейзажа, а стоит им посидеть вместе в кровати, в следующем кадре уже появляется новый ребенок. Есть пара моментов, в которых химия между Стивеном и Джейн срабатывает, но это скорее исключение из правил. Ближе к концу Маршу как будто надоедает держаться в рамках хорошего вкуса, и он позволяет себе минутку безумия — эпизод, в котором парализованный Хокинг получает очередную награду и представляет себе, что встает с кресла, чтобы поднять упавшую у журналистки из первого ряда ручку, выглядит вопиющим китчем, непозволительным в рамках избранного формата качественного британского фильма про человека трудной судьбы. Парадоксальным образом это единственный момент в этом пыльном шкафу, где чувствуется жизнь.

    Источник: Коммерсант.ru

    Похожие новости
  • Из серости дней
  • Гамлет, принц казахстанский. Кино об инвалидах-колясочниках зовёт к жажде ж ...
  • Девушка с тяжелой формой сколиоза стала моделью
  • Рецензия к фильму 2014 года "Повар на колесах"
  • Стивен Хокинг: человек, который любит кошек, черные дыры и телевизор
  • Десять всемирно известных людей с ограниченными возможностями
  • "Я поправлюсь, и ты сможешь"
  • Парализованный автор Вселенной
  • Дети дождя могут стать счастьем
  • Вторая попытка
  • Судьбы
  • В российский прокат выходит французский фильм о любви без ограничений

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Любишь кататься, люби и ... возить (вставьте недостающее слово)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.