Проблемы и перспективы инклюзивного образования».


    Инклюзивное образованиеИнклюзивное образование, проблемы и перспективы


    Выступая от лица своих коллег, я расскажу о том, как организовано наше обучение, с какими трудностями сталкиваются молодые люди с ОВЗ на этапе высшего образования и какие мы видим варианты решения этих проблем.

    В начале доклада позвольте немного рассказать о нашем обучении. Бюджетная программа образования людей с ОВЗ на факультете дистанционного обучения МГППУ открыта с 2007 года. В настоящее время здесь учатся 92 студентов с различными заболеваниями. Здание университета технически оборудовано для студентов – колясочников. Процесс обучения происходит с использованием интернет технологий. Каждый семестр нам выдаётся комплект информационных и дидактических материалов на электронных носителях: учебники по основным дисциплинам, видео курсы лекций, хрестоматийные материалы, интерактивные задания. Организация учебного процесса происходит через электронный деканат. С помощью специально разработанного сайта транслируются лекции, проводятся он – лайн консультации и веб – семинары, где возможна обратная связь с преподавателем посредством микрофонов, веб - камер и переписки в чате. Таким же образом происходит дистанционная сдача зачетов и экзаменов, защита курсовых и дипломных работ. Дополнительно проводятся международные телемосты, конференции, интересные встречи с успешными специалистами. В очной форме студенты осуществляют все виды практических работ. Помимо учебного процесса, деканат ведет внеучебную деятельность в виде экскурсий, культурных мероприятий,психологических тренингов. В формате вебинара организован клуб общения студентов. По окончании обучения наши выпускники имеют возможность трудоустройства в учреждениях социальной, образовательной, медицинской сфер, а также дистанционного он – лайн консультирования.

    Теперь позвольте коснуться ряда проблем, с которыми мы сталкиваемся во время своего обучения.

    - низкая информированность выпускников школ. В настоящее время после окончания среднего учебного заведения молодые люди с ОВЗ сталкиваются с проблемой доступа к информации о том, где возможно их дальнейшее обучение.

    - узкий выбор профессий. Количество специальностей, на которые люди с ОВЗ имеют возможность обучиться, крайне сужено. Связано это с отсутствием технологий, технического обеспечения, методик и адаптированных учебных материалов.

    - неадаптированность учебных зданий, общежитий для инвалидов – колясочников, что порой делает обучение в ВУЗе практически невозможным для людей с ОВЗ. В Москве работают более 200 Вузов, но только 4 из них имеют возможность работать со студентами - инвалидами.

    - недостаточный уровень подготовки к обучению в ВУЗе, особенно с использованием информационных технологий; низкая компьютерная грамотность выпускников школ. Наши студенты изучают вводные дисциплины, обучающие информационным технологиям и дающие основные навыки работы в учебной интернет – оболочке.

    - проблемы адаптации к обучению с применением информационных технологий. Дистанционное обучение требует жесткой самоорганизации студентов. На нашем факультете эта проблема решается посредством проведения тренингов и интернет - конференций по тайм – менеджменту. Организован клуб общения студентов старших курсов с младшими, с целью скорейшей адаптации последних к учебному процессу. Осуществляется психологическое скайп - консультирование обучающихся на факультете и т д.

    - жесткие временные рамки образовательного процесса в форме заочного образования ставят студентов с ОВЗ в неравные условия с остальными студентами, поскольку им подчас требуется значительно больше времени для освоения учебных материалов, и они в большинстве случаев лишены возможности очного посещения ВУЗа. Поэтому признание дистанционного обучения самостоятельной формой дало бы возможность более адаптировать учебный процесс под индивидуальные возможности студентов с ОВЗ.

    - сформированный стереотип в отношении лиц с ОВЗ, осложняющий взаимоотношения. В настоящее время на нашем факультете совместно с РООИ «Перспектива»проводится социальный проект «Уроки доброты», цель которого - улучшить отношение к людям с инвалидностью, показать, что это не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.Наши студенты посещают общеобразовательные школы, рассказывают ученикам о жизни людей с ОВЗ, моделируют их жизненные ситуации, раскрывают основные проблемы, с которыми инвалидам приходится постоянно сталкиваться.

    - проблемы передвижения лиц с ОВЗ к местам обучения. Далеко не у каждого имеется личный транспорт. Общественный транспорт остается неприемлемым из – за необорудованности метро, автобусов. Социальное такси часто недоступно, особенно для инвалидов, не имеющих московской постоянной регистрации.А москвичам не всегда удается его заказать в нужный день и время.К тому же не всегда такие студенты могут передвигаться самостоятельно, и тут встает вопрос о сопровождении их соц сотрудниками, которых так же не хватает.

    - недостаточный мед контроль обучающихся в ВУЗе и низкий уровень доступности санаторно - курортного лечения. Нам представляется необходимым взаимодействие медицинской и образовательной сфер, поскольку проблемы со здоровьем - это основная трудность в обучении. Наш опыт показал, что в связи с колоссальными нагрузками в течение учебного года студентам с ОВЗ показано регулярное санаторно - курортное лечение и участие в программах реабилитации для поддержания состояния здоровья на стабильном уровне и возможности улучшения своих физических возможностей, а так же овладения навыками независимого образа жизни. В настоящее время нет организованного медицинского контроля за состоянием здоровья студентов – инвалидов, часто нарушается право на санаторно – курортное лечение

    - недостаточное количество организаций по трудоустройству (кроме РООИ Перспектива)

    - низкое количество рабочих мест, адаптированных для людей с ОВЗ

    Для решения вышеперечисленных проблем, разрешите озвучить наши предложения:

    Необходимо на уровне города открыть Городской ресурсный центр профессионального образования людей с ограничениями возможностями. В функции такого центра могли бы входить следующие задачи:

    Разработка методологии и методики профессионального образования на всехуровнях) лиц с ОВЗ

    Интеграция образовательных ресурсов по разным специальностям,

    Разработка методических рекомендаций по подготовке учебных материалов для обучения студентов с различными нозологиями заболеваний

    Создание образовательных ресурсов, электронных учебников и т.п.

    Консультирование вузов и лиц в ОВЗ по различным аспектам их обучения,

    Реализация образовательных программ для лиц с ОВЗ и др.

    Создание городского информационного и образовательного портала для людей с ОВЗ.В частности, многие люди с ОВЗ нуждаются в информации по образовательным программам различных вузов, адаптированным к их обучению,

    Создание и реализация на городском уровне программы подготовительных курсов для людей с ОВЗ. Желающих поступать в вузы. Не секрет, что у ряда абитуриентов низкий уровень школьной подготовки. Кроме того, немало людей с ОВЗ, закончивших школы раньше,которые тоже хотели бы получить высшее профессиональное образование, но они нуждаются в дополнительной подготовке.

    Выступление с законодательной инициативой и признании дистанционного обучения как формы обучения. На сегодняшний день В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ 2005 г. N 137 от 6 мая "Об использовании дистанционных образовательных технологий" «образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся» (п.4).

    Создание нормативно-правовой базы для обучения студентов с ОВЗ. Многие студенты с ОВЗ сегодня учатся по заочной форме. Однако их обучение жестко регламентировано требованиями данной формы обучения. Учитывая, что по данным ученых, они воспринимают информацию 2-3 медленнее, чем остальные, они не могут успеть выполнить учебную программу в установленные сроки.

    Организация конкурса исследовательских работ студентов с ОВЗ.

    Разработка и реализация исследовательской программы изучения различных аспектов обучения людей с ОВЗ. Проведение мониторинга потребностей в обучении людей с ОВЗ

    Разработка программ психолого-педагогической поддержки профессионального образования лиц с ОВЗ.

    Наш факультет готов оказывать помощь в решении проблем лиц с ОВЗ. Важное значение для выпускника среднего учебного заведения с ОВЗ является их профессиональное самоопределение. С этой целью факультет ДО и студенты старшекурсники уже сотрудничают со школами, интернатами, помогая школьникам определиться с выбором профессии и найти дорогу в наш университет. Мы готовы проводить психологическое консультирование школьников, абитуриентов, включать их в клуб общения, созданный на факультете. Кроме этого, уже сейчас работает проект«Уроки доброты»…

    Специально для Инвалирус от IllusiveMan

    Похожие новости
  • Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями
  • Использования основных средств
  • "Особая" мобильная связь для особых людей.
  • Инвалидность не приговор

  • Комментарии

    Век живи, век учись. Мне кажется нужно всегда идти вперед


    Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.