Старение. Нервная система и умственные способности.


    Нервная система.

    Выше были приведены некоторые факты, показывающие, что старение рецепторов начинается очень рано и продолжается затем всю жизнь. Естественно возникает вопрос, не происходит ли аналогичный процесс в других отделах нервной системы.

    На первый взгляд кажется, что это не так. Электрограммы, характеризующие нервно-мышечную возбудимость, у здоровых людей в возрасте 20 и 60 лет одинаковы. Можно, однако, отнести эту кажущуюся стабильность за счет низкой чувствительности методов исследования.

    И действительно, при измерении скорости проведении импульса по двигательным нервам у человека выявляется, что с возрастом происходит постепенное понижение максимальной скорости проведения; причем это понижение обнаруживается очень рано. Норрис, Шок и Влгман, например, приводят следующие средние показатели скорости проведения импульса по локтевому нерву, между подкрыльцовой областью и локтевой ямкой (табл. 14). Возрастные изменения скорости нервных импульсов С этим замедлением проведения импульса по двигательным нервам в сочетании с инволюцией рецепторов и связано отчасти замедление психомоторной реакции, наблюдаемое с возрастом (как у человека, так и у крысы). Приводимые ниже данные Беллиса дают об этом наглядное представление (табл. 15). Возрастные изменения психомоторной реакции Расчет, однако, показывает, что замедление психомоторной реакции нельзя отнести только за счет влияния упомянутых выше двух факторов; изменяются, по-видимому, также и центральные интегрирующие механизмы.

    Это предположение тем более вероятно, что по новейшим данным у здоровых людей по мере старения уменьшается интенсивность мозгового кровотока и потребление кислорода тканью мозга, что сопровождается уменьшением плотности нейронов в коре (табл. 16), (фиг. 4). Судя по приведенным данным, постепенные изменения начинаются с детского возраста. Эти изменения нельзя приписывать только атеросклерозу, так как они особенно сильно выражены в возрасте, в котором это заболевание проявляется очень редко.

    Умственные способности.

    У здорового взрослого человека с возрастом постепенно замедляется обмен веществ в головном мозгу, замедляется передача нервного возбуждения, притупляются различные виды чувствительности и одновременно снижается активность эффекторных органов. Возрастные изменения обмена веществ в мозге В результате такой постепенной физиологической инволюции должно происходить снижение умственных способностей. Это как раз и показано в ряде новейших исследований. Здесь не место излагать их подробно, читатель может ознакомиться с ними по последним обзорам Пако, Андерсона, Джонса и Каплана. Надо признать, что психометрические исследования влияния возраста на умственные способности сопряжены с большими трудностями. Нет оснований подходить с одинаковой меркой к оценке той или иной способности интеллекта у детей, у молодых и у пожилых людей. Если даже строго следить за тем, чтобы при сравнении индексов интеллекта в различных возрастных группах эти группы были сопоставимы по другим признакам (например, по образованию), результаты такого сравнения следует оценивать с осторожностью, не забывая о роли исторической эпохи, которая оказывает большое нлияние на развитие интеллекта. Идеальными были бы так называемые продольные обследования, т. е. обследования лиц, принадлежащих к определенной группе населения в различном возрасте на протяжении жизни, с использованием одних и тех же методов. К сожалению, по вполне понятным причинам, провести такое обследование довольно трудно. Возрастные изменения плотности нейронов в коре (А) интенсивности кровотока в мозге (Б) и потребления кислорода мозгом (В) у человека

    Мы вынуждены поэтому удовлетвориться результатами поперечных обследований (т. е. таких, при которых в какой-то данный момент сравнивают людей различного возраста). При этом, естественно, следует обращать внимание, главным образом, на возрастные изменения тех индексов интеллекта, которые в наименьшей степени подвержены влиянию упомянутых выше источников ошибок. Различные типы памяти, по-видимому, начинают изменяться в весьма раннем возрасте - по крайней мере у людей среднего интеллектуального уровня. Память на непосредственно воспринимаемые объекты страдает менее всего; так, Пако установил, что за период с 20 до 50 лет потеря такой памяти выражается одной единицей измерения. Конкретная память в несколько большей степени подвержена возрастным изменениям. Вейсс показал, что она снижается на 30-35% за период от 30 до 50 лет. То же относится к логической памяти, которая, по данным Пако, снижается между 20 и 50 годами на 35-40%. Сильнее других нарушается ассоциативная память. Джонс, Конрад и Горн показали, что снижение памяти этого типа начинается с 20 лет и отчетливо ускоряется после 45. Способность к обучению, в основе которой лежит память, но которая связана, кроме того, с пониманием проблемы, утомляемостью, целеустремленностью и др., также существенно изменяется с возрастом. То же относится к способности рассуждения. Фулдс и Равен установили, например, что если принять эту способность в возрасте 20 лет за 100, то в 30 лет она составит 96, в 40 лет - 87, в 50 лет - 80 и в 60 лет - 75! Другие, а именно наиболее активные способности интеллекта, в частности способность накапливать словарный запас, наоборот, сохраняются значительно дольше, а у людей высокого интеллекта они могут даже продолжать развиваться.

    Психометрические исследования с использованием полного набора тестов также подтверждают влияние возраста на интеллект. Майлс и Майлс утверждают, что интеллект достигает максимального развития к 18 годам, затем наступает медленное снижение интеллекта, достигающее к 50 годам 10%, впоследствии темп снижения интеллекта ускоряется. Джонс и Конрад также считают, что развитие интеллекта достигает максимума к 18-21 году; они также отмечают снижение интеллекта между 18 и 60 годами, хотя, по их данным, это снижение не столь сильно выражено. Наконец, Векслер относит максимум развития интеллекта на возраст в 20-29 лет. По всей вероятности, все сказанное не относится к лицам более высокого интеллекта; такой вывод можно сделать из продольного обследования, проведенного Бейли и Оденом, которое, правда, не лишено недостатков. Создается, однако, впечатление, что различие в скорости снижения интеллектуальных способностей у более "одаренных" и менее "одаренных" лиц чисто количественное. Оценка интеллекта - дело чрезвычайно тонкое, особенно когда речь идет об исключительна одаренных людях. Имеется, однако, косвенный путь для такой оценки - это изучение влияния возраста на творческую деятельность выдающихся людей, т.е. установление возраста их "максимальной творческой отдачи", что, правда, не всегда легко сделать. Леман предпринял такую попытку, использовав материалы, собиравшиеся Бенедиктеном в течение 20 лет. Совпадение результатов, полученных для весьма несхожих "личностей", оказалось просто поразительным, особенно если учесть тщательность, с которой собирались данные о выдающихся личностях в различных областях знания (фиг. 5).Влияние возраста на творчемкую деятельность

    Ученые-химики делали свои наиболее выдающиеся научные открытия в возрасте 26-30 лет, математики, физики и специалисты в области электроники - в возрасте 30-34 лет, генетики и психологи - в возрасте 30-39 лет, астрономы, геологи, бактериологи и патологи - в возрасте 35-39 лет. Выдающиеся музыкальные произведения также создавались композиторами в молодом возрасте - для авторов симфоний - это 30-34 года, для авторов камерной музыки - это 35-39 лет. Возраст писателей к моменту создания ими выдающихся литературных произведений также не выше (менее 45 лет); для поэтов этот возраст на 10-15 лет меньше, чем для прозаиков. Само собой разумеется, что здесь, приводятся средние показатели; Леман посвящает специальную главу примерам создания выдающихся произведений в зрелом и даже в старческом возрасте. Из всего сказанного следует, что психические функции организма, так же как и физиологические, быстро достигают максимальной фазы своего развития; с наступлением же "зрелого возраста" интенсивность многих из этих функций начинает медленно снижаться. Само гобой разумеется, что это снижение интеллекта частично компенсируется жизненным опытом и большей зрелостью суждений.

    В заключение этой главы можно сказать, что постепенное старение организма - процесс абсолютно реальный, представление же о "постоянстве", якобы характерном для периода зрелости, является чисто теоретическим. Сказанное отнюдь не относится только к человеку; к аналогичным выводам приводят исследования на животных, например на крысах.

    Как у человека, так и у животных инволюция некоторых функций наблюдается чрезвычайно рано, иногда с самого рождения. Такие функции Бюргер относит к типу А. У человека хорошим примером функций этого типа может служить зрительная аккомодация.

    Большинство же функций характеризуется наличием максимума интенсивности, который приходится обычно на возраст 20 лет. После этого максимума начинается более или менее закономерное снижение интенсивности, причем у некоторых темп инволюции после 50 лет нарастает. Итак, стабильность физиологических функций в организме взрослого человека весьма относительна; можно утверждать, что, едва достигнув зрелости, наш организм начинает медленно склоняться к старости.

    источник

    Похожие новости
  • Старение органов размножения человека. Гормональная система.
  • Тромбозы и эмболия - опастность тромбозов
  • Физиология старости
  • Зеленый чай - напиток жизни
  • Изменения при остеохондрозе позвоночника
  • Возрастные особенности позвоночника

  • Добавить комментарий
    Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
    Вопрос: Папа, мама, я, отличная ..... (закончите предложение)

    Запрещено использовать не нормативную лексику, оскорбление других пользователей данного сайта, активные ссылки на сторонние сайты, реклама в комментариях.